
Талант Мамытов, общественный деятель: «Нежность матери безгранична»
Я вырос в большой семье, мои родители вырастили 5 сыновей, одну дочь, довели до совершеннолетия, дочь выдали замуж, сыновей женили. В нашем доме существовал особый порядок моей мамы, она дома всегда знала, ценила место, авторитет нашего отца, с малолетства приучила нас высоко чтить святость и достоинство отцовства. Даже протягивая еду, она говорила: пусть первым поест отец, или пусть придет отец, потом вы. Поэтому благодаря маме мы обучились на своем опыте многим сторонам жизни, прочувствовали и прониклись душой, что значит уважение. Мы с детства узнали достаток и нехватку, голод и сытость, наверняка не ошибусь, сказав, что мы были опорой и поддержкой друг другу. Дело в том, что наши родители переселились из Ноокена в Майлуу-Суу, чтобы мы ни в чем не нуждались, мы снимали в аренду одну комнату в квартире родственников. Как говорится, выживали в маленькой комнате, росли, развивались по сказанному мамой.
В то время Майлуу-Суйский электроламповый завод был известен всему Союзу, у работающих там людей не только повседневная жизнь, но и надежда, вера в будущее была велика. Родители работали на заводе, ни в чем не обделяли нас. Мой отец был близким к творчеству человеком, играл на комузе, и когда наигрывал на нем народные мелодии, любой человек таял душой и отдыхал. Поэтому большинство людей почитали талант, мастерство отца, уважали.
Однажды мы были вынуждены съехать с места жительства. Никогда не забуду, как при вмешательстве работавшего вместе с отцом русского человека мы получили пусть однокомнатное, но общежитие. Оказалось, если человек незаметно делает другому человеку хорошее, оно не может не вернуться. Вот такая простота, отзывчивость моих родителей во многих случаях помогала находить свет в пути, приумножала доверие и уважение к ним людей. Я вроде только теперь понял и оценил это. Хотя с помощью того русского мы получили только одну комнату в трехкомнатном доме, но мы тогда были счастливы безмерно. Я же был ребенком, бродил, играл в тех комнатах. Тогда даже соседи не относились неприязненно. А ведь все понимали, что я иногда озорничал, но никогда не возникало ругани, непонимания, за что я до сих пор благодарен. А сейчас думаю, то ли в то время сердце людей было чистым, настрой открытым, при воспитании детей не ругали, не били и не одергивали, а придерживались народных традиций воспитания, оказывается, они на первое место ставили совесть и уважительное отношение. Мы выросли на таком примере, вот эта близость к людям, отзывчивость, простота – великие воспитательные качества нашей матери, ее советы, просто примерное поведение впитались в нашу кровь, окончательно укоренились в нашей голове благодаря ее безграничной нежности.
Моя мама очень трудолюбивый человек. Не могла спокойно усидеть, она только и бегала, взвалив на себя все проблемы дома. Ее неустанными действиями мы построили дом на улице Заречной. Мама сделала дом счастливым, энергичным, ярко осветила его так, чтоб было видно издалека. Этот дом после нашего взросления изменился по-другому. Но во всем там был большой вклад и труд мамы.
Ранней весной мы поднимались в горы, собирали ревень. Младшая сестренка Айгуль тоже выросла как мама трудолюбивой хлопотуньей. Она стирала нашу одежду, не давала сесть пылинке, грела воду в чайнике и умывала нас. Видимо, дочка бывает ближе к матери, Айгуль тоже беспрекословно слушалась маму, по одному взгляду догадывалась, читала, что та скажет.
Когда я перешел в 7 класс, то перевелся в русскую школу №7. В то время, если мы иногда опаздывали на рейсовый автобус, то пешком уходили в школу. Несмотря на то что зимой в сапоги просачивалась вода и ноги леденели, мы в азарте игр не замечали этого. Как только входил домой, мама тепло кутала мне ноги, и переживала, как бы не заболел.
Наверное, все нравственное воспитание мамы было под влиянием моего деда по отцу. Мой дед хорошо знал историю, родословные, очень говорливый, умный, вообще, был незамутненным человеком. Я в свое время не придавал особого значения сказанному им и думал: и что он говорит о каких-то непонятных вещах? Поздней, поумнев, став взрослым, я принял к сердцу все сказанное дедушкой. Сказанную им в свое время книгу «Сломанный меч» я не один раз, а дважды перечитал. Моя мама была снохой этого воспитателя, но мама приняла это очень близко для себя, не пересекала ему путь, впитала в себя все его хорошие качества.
В нашем роду вообще не было карьерного, высокопоставленного человека при большой должности. Тем не менее мои родители придерживались великого качества – простоты, необходимой человечеству как воздух и вода, отец и мать стали причиной, что мы не переходим через край, в нужде не тонем, в достатке не чванимся. После окончания школы мама сама привезла меня в город, «сдала» на учебу. Я должен сказать открыто, в то время многие вещи делались благодаря знакомствам. Наш доверенный человек почему-то не вошел в приемную комиссию, пришлось мне опираться на собственные силы и знания. Тогда я впервые увидел компьютер, вкратце, на вступительных экзаменах получил максимальные баллы. Вышел к матери, и как мне забыть ее слова: «Почему ты идешь, не смеясь? Поступишь или не поступишь на учебу, не переживай за разные вещи, смейся, мой сын»? То было время, когда мой отец, чтобы содержать нас, занимался торговыми делами в Узбекистане, Китае. Слава богу, я поступил на юридический факультет университета. Начиная с первого курса, я стал хорошо учиться, старался не опозорить родителей. Своими усилиями открыл спортивный клуб, 5 лет тренировал ребят карате. Поздней взялся за тренировки кикбоксингом. Итак, получил уроки жизни, жизнь воспитала, конечно, сколько трудов матери ушло на это. Бедная мама, сколько она переживала, тревожилась, пока мы, ее дети каждый не завел свою семью, самостоятельный очаг!
После окончания университета не мог найти работу по специальности, мучился, но она даже глазом не моргнула, всегда придавала мне силу и подбадривала. В какие-то годы в Баткене усилилась война, народ изнемогал, ему было трудно, мне пришлось ехать туда на работу. Тогда мама не стала отговаривать, мол, не езжай туда, где идет война, а наоборот, благословила: обязанность храброго джигита – работать для народа, езжай, работай честно и четко. Худого там не случилось со мной, проработав 1,5 года, я далее работал в таких местах, как Джалал-Абад, Чаткал, Тогуз-Торо, набрался профессионального и жизненного опыта. Никогда не стану отрицать, что на все это было велико влияние мамы.
Похоже, человек не убежит от судьбы, а судьба не убежит от человека. В 2009 году, когда до революции оставалось 6-7 месяцев, я по собственной воле ушел из системы прокуратуры. Начиная с того времени, постарался вмешаться в политику. Вмешался. Будучи депутатом Жогорку Кенеша, заместителем спикера, постарался показать себя, быть близким к народу, к проблемам своего народа. Могу сказать, что много или мало, мой труд оценен. Конечно, находящийся в политике человек в какое-то время допускает ошибку в работе, это повелось издавна, и будет еще. И в моей жизни произошел такой узловой момент, но нет причин для сожалений, самое главное, я смог доказать, что для справедливости и честности я готов к любой борьбе. В те тяжелые, проблемные дни мама придавала мне огромное мужество и ободряла. В отличие от плохих женщин она не плакала, не убивалась, а ждала дня доказательства моей невиновности. Этим она закалила и меня, и других своих детей. Глядя на жизнь с другой точки зрения, я еще раз убедился, что по сравнению с плохими сторонами у жизни больше хороших сторон.
Сейчас я очень счастливый человек. Потому что моя мама Гулайым, отец Турдумамат, моя супруга Чынара, дети Адилет, Алина, Алихан, Арууке, моя сестренка и братья Айгуль, Нурлан, Улан, Руслан, Чынгыз – все они живут своими самостоятельными достойными жизнями. Самое главное – наш народ дружный, не обделен хлебом-солью, благами жизни, уверенно идет в будущее. Наш народ это народ, уважающий МАТЬ, коренной, сильный народ. Поэтому я тоже горжусь им и счастлив.