×
 

09.10.2013 // 09:53
Обратите внимание на дату публикации.

Когда Боконбаев стал «Боконбаево», а Баетов стал «Баетово», превратившись в средний род?

Не секрет, вопрос государственного языка находится в тяжелом положении. Хотя чиновники страны со всех сторон поддерживают его, выносят множество постановлений, но все равно, он как полуживой новорожденный, остается на полдороге. Самая главная причина того – впитавшееся в кровь кыргызов безразличие, лень, невозмутимость и неприязненность. Прошел ровно 21 год с принятия закона о государственном языке. Да, с тех пор происходит много подвижек, но если о сдвигах говорить в сравнительном отношении, это похоже на передвижения черепахи. Если бы чиновники, грабящие и разворовывающие государственную казну, строящие белые дворцы, разбогатевшие за счет страны новые кыргызы думали о своем языке, будущем детей и кое-что от своих богатств вкладывали в развитие родного языка, иначе говоря, посвятили бы выпуску учебных пособий по кыргызскому языку, то мы бы радовались, бросая шапки к небу.

У нас все наоборот: будучи сами кыргызами, родители дома говорят по-русски, они не могут научить ребенка кыргызскому языку, пониманию его души. Вообще вся молодежь тянется больше к интернету, чем к чтению книг. В стране только один день – 23 сентября - все скопом обращают внимание на кыргызский язык, а в остальные дни не придают ему значения. Большинство уличной рекламы, баннеров на английском, русском языке. Национальная комиссия по языку предпринимает посильные меры, вроде стремится, чтобы реклама писалась на кыргызском языке, но никто не считается с ней.

Правильно, заслуживает поддержки проведение собраний на правительственном уровне, заседаний Жогорку Кенеша на государственном языке, желание высшего эшелона власти быть образцом для народа. Но среднее и нижнее звенья как назло, не могут выйти из равнодушного состояния, показывают, что до кыргызского языка им дела нет. Примеров  слишком много, не надо считать мелочью, необходимо придавать значение таким вещам. Так, до каких пор нам называть Аламудун Аламедином? Мы говорим неправильно, называя Аламединским районом, Аламединским базаром, Кайынды, называя Каинда. Нам не надоедает, и мы не устаем вот так неправильно говорить, неправильно писать. На первый взгляд, этому не стоит придавать значения, но в жизни нет мелочей.

В обществе установилось мнение, будто кыргызский язык относится исключительно к филологам, художественно говорить и писать обязаны те, кто увлекается им. Когда прекратится принцип: развитие кыргызского языка – это обязанность только профессионалов в данной области, ты меня не трогай, я тебя не трогаю? Похоже, не прекратится. Надолго. Причина? Причин слишком много. Старшее и среднее поколение возглавляет удовлетворенных знанием русского или другого языка, относимся равнодушно к своему языку. А молодежь целиком перешла на иностранные языки. Русский язык – их родной язык. Если скажем без стеснения, то разве что только патриотичная молодежь болеет за свой язык и дух, а остальные заняты повседневностью, уезжают в дальние-дальние страны. На той стороне не будут говорить по-кыргызски, что им делать, как не поддаться воле того народа? В какой стране живут, будут петь песни той страны, танцевать под их дудку, бедолаги.

Недавно повстречался с другом певцом Мергеном Турганом. Он весь в переживаниях, мол, куда идет молодежь? Выяснилось, его на улице остановили две девчушки и спросили: «Байке, как можно пройти на улицу Тумалак Мулда?» «Я чуть не ударил их тем, что было в руках. Эта молодежь наверняка едва узнает только родивших их на белый свет родителей, им и во сне не приснится понятие о таких классиках, как Тоголок Молдо», - говорит он. Правильно, издревле осталась поговорка: «воспитание начинается с дома». Если дома говорят на кыргызском языке, то и на улице говорят по-кыргызски. Говорить по-кыргызски не стыдно или говорить по-русски – не модно. И вообще, в отношении языка не должно быть дикого явления, как мода. Аварский поэт Расул Гамзатов говорил ведь: «Если завтра исчезнет мой язык, то сегодня я готов умереть». В составе России с многомиллионным населением такой крошечный народ готов умереть вот так ради своего языка. А мы? Мы хвалимся: «мы независимый, никому не подчиняющийся народ», но при подходе к культуре языка отдаемся бесчувственности.

Кыргызский народ – древний народ. Народ, имеющий великий океан, великое повествование «Манас», вмещающее в себя миллионы строк. Несмотря на это, становится обидно, если бы мы не разбросались в разные стороны, а собрались в кулак, объединились в одну силу, эх, наша гражданская обязанность еще больше возросла бы. Но, напротив, каждую весну и осень выводят народ на митинги, волнуют его бессовестные, прикрывшиеся овечьей шкурой волки, которые поворачивают в обратную сторону молодежь, и без того едва стоящую. Вместо того чтобы сказать: «исчезает наш кыргызский язык, пойдемте, выйдем на площадь и поднимем этот вопрос, раскроем глаза правителям народа», никто из них так не говорит, а ради власти, богатства, должностей разбрасываются имеющимися деньгами, будоражат молодежь.

И без этого молодежи с горячей кровью нужны деньги на каждый день, поэтому слушается сказанного теми, им говорят: «сними шапку», они снимают голову, топчут под ногами свою честь и достоинство. И вообще, у большинства сегодняшней молодежи нет такого, как стыд и совесть. Пусть не обижаются! Они даже не знают родного языка! Отчуждает родной язык только сын, не уважающий дома свою мать. Великий акын Байдылда Сарногоев правильно говорил: «Не знающий  родного языка не осчастливит нас любовью к народу».

Недавно произошла одна история. Известный мне композитор получил заказ на написание песни, сказали, что ее споет одна из широко известных молодых певиц девушек. Сказал: «Ладно». Написал песню. Прошло время, его вызвали, там была та девушка. Оказалось, она среди других слов не понимала слово «закым» (мираж). Так объясняю, этак объясняю – не понимает, наконец, я рассердился и сказал: «Ай, девушка, ты не понимаешь такого простого слова, читай Айтматова, читай Алыкула, читай Сыдыкбекова» - и ушел. Будьте благополучны бедняги, называемые сейчас «звездами». В мире, прежде всего, возникло слово. Они не придают значения словам, лишь бы было в рифму, гонят. Имеется лишь считанное число продолжателей кочевья,  выдающихся людей: Керимбаева, Мамажанова, Казакова, Эшбаева и других. Из названных великих, кроме Казакова, другие не писали текстов под музыку, они работали с отличными выдающимися акынами. А сегодня слова, музыка и исполнитель – всё сам. Постыдились бы!

На страницах мировой печати есть информация, что в ближайшие 100 лет кыргызский народ исчезнет. Такое вполне может произойти. На днях кто-то мне резко сказал: «Напрасно ты пишешь стихи, песни. Молодежь не читает Айтматова, разве она будет читать тебя?» Это – горькая правда. Может быть, знают только имя Айтматова, но не знают произведений великого мирового великана-писателя, это тоже горькая правда…

На улице Киевской есть магазин, на котором написано «Алтын эркек аял кийимдери».  Впервые увидевший это человек может подумать: здесь продают золотых мужчин. Когда я впервые увидел этот магазин, так и подумал. Еще одна вещь – пойдешь на автовокзал, на маршрутных такси безо всякого стыда написано «Баетово», «Боконбаево». С каких пор превратились в средний род внесшие громадный вклад в кыргызский язык, кыргызскую литературу, искусство выдающиеся Муса Баетов, Жоомарт Боконбаев, поневоле думаешь, что они стали «голубыми».

Как выше отмечено, это мелкие, но значимые вещи. Мы поехали в село с семьей друга, его сынишка показал на корову и сказал: «Мама, у коровы так много писюнов». Мы должны придавать значение таким вещам. Маленькому ребенку надо на кыргызском языке объяснить, называя корову коровой, собаку собакой. А мы говорим наоборот: «ит»  называем «собачкой», «мышык» называем «кошкой», «жожо» называем «цыпленком».

В общем, много проблем в сфере языка. Только когда он превратится в серьезный стержень проводимой государством политики, может выйти результат, а так сегодняшними ходами мы все больше походим на ползущую вверх по скале улитку.

 

Автор: Сейит ЖЭЭНБАЕВ
Источник: газета «Кербен» № 15 от 2013 / стр. 5

Комментарии: