×
 

25.09.2017 // 16:39
Обратите внимание на дату публикации.

Исмаил Исаков, генерал-лейтенант, бывший министр обороны: «Когда над головой кыргызского народа кружила черная туча, я своими глазами видел работу Сооронбая, и был благодарен»

- Исмаил Исакович, вчера перед народом Алая вы открыто сказали о своей поддержке Сооронбая Жээнбекова, призвали и народ поддержать его. Некоторое время назад бывший вице-премьер-министр Абдрахман Маматалиев поехал вместе с Омурбеком Бабановым и сказал: «Мы объединимся с Исмаилом Исаковичем». Ведь слово «объединимся» подразумевает «мы вместе на одной стороне». После вчерашнего события мы тоже не понимаем, какую сторону вы поддерживаете. Кому из них вы доверяете?

-  Абдрахман Маматалиев не сказал: «Мы вдвоем с Исмаилом Исаковичем поддержим этого кандидата». Он сказал «мы вдвоем объединимся». Правильно, мы объединимся как старший и младший брат. Он мой любимый младший брат ини. Очень хорошо работал в должности вице-премьер-министра. Я не видал работающего лучше него вице-премьера. Как старший брат я давал ему советы, показывал кое-какие законы. Я всегда его уважаю, как отлично проводившего государственную политику джигита. Может быть, на этом основании он сказал «объединимся».

Другое дело, если б сказал «поддержим». Свою официальную позицию я поехал и сказал сам народу. Я сказал «поддержите кандидатуру Сооронбая Шариповича». Дело в том, что мы с Сооронбаем ини были вместе вдвоем в важные дни для своего государства. Когда над головой кыргызского народа кружила черная туча и была опасность раскола народа на две части и началась война, я своими глазами видел его работу. Я был удовлетворен, благодарен ему как точно исполняющему мои поручения руководителю, как умеющему хорошо говорить на  дипломатическом языке с нациями дипломату, как сохранившему в то время мир в районах молодцу. Если в то сложное время я был командиром, то сейчас этот человек соревнуется за президентское место. Было бы неправильно стоять в стороне и смотреть мне как военному человеку и как много лет находящемуся в политике политику, и по отношению к нему, поэтому я решил оказать ему посильную помощь.

Вчера с Сооронбаем мы поехали вместе в Алай, я призвал весь кыргызский народ, в том числе своих алайских родственников поддержать Сооронбая. Есть и вторая причина моей поддержки Сооронбая. Он с союзного времени сформированный опытный кадр. Во времена Союза кадры заставляли проходить через каждую ступеньку, а потом взращивали. Не было таких как сегодняшние: будто прилетели на ракете или из космоса, спустились на парашюте. Сооронбай был директором совхоза. Директор совхоза в то время был человеком, отвечающим в том месте за все, начиная с  учебной, и медицинской сферы и до крестьянства, фермы. Сооронбай и это видел. Много лет работал губернатором. Следом за ним не потянулось ни одного скандала, что захватил то, это. У него отличная человечность. У него в характере есть нахождение общего языка с человеком. Учитывая все это, я поддержал с мыслью, что если в Кыргызстане президентом станет Сооронбай Жээнбеков, то будет неплохо, и хотел бы призвать большинство к его поддержке.

- Прояснилось, что нынешние выборы в основном пройдут в соперничестве двух конкурентов. Достойную конкуренцию Сооронбаю Жээнбекову создает Омурбек Бабанов. Действия двух кандидатов в агитационных работах вызывают впечатление, что оба играют в шахматы. Ходы тоже как шахматные ходы. По вашему мнению, кто смог вырваться вперед выполняемыми ходами?

- Омурбек Бабанов как бизнесмен действует по привлечению к себе сильных людей. Смог привлечь Бакыта Торобаева, Абдрахмана Маматалиева, молодежь из среды бизнеса. Это чрезвычайно большая сила. Бабанов в тактическом отношении делает грамотные шаги. Его первым ходом против Сооронбая стало присоединение Бакыта Торобаева. Теперь против него Сооронбай должен привлечь к себе одного из сильных лидеров. Омурбек сделал второй очень сильный ход. Президент нашей соседней страны, уважаемый, почитаемый не только в Средней Азии, но имеющий авторитет на мировой арене наш аксакал Нурсултан Назарбаев принял Бабанова, сказал, какими могут быть отношения между двумя странами. Это стало сильным ходом. По-моему, сейчас наверняка растут акции Бабанова. Беря с этой точки зрения, они обходят друг друга. Хотя я человек, желающий Сооронбаю победы на выборах, необходимо брать в расчет и сегодняшнюю реальную картину.

- Вы назвали первым ходом Омурбека Бабанова объединение с Бакытом Торобаевым. Вчера в Сузаке Камчыбек Ташиев заявил, что официально поддерживает Сооронбая Жээнбекова, и что снял свою кандидатуру в пользу этого человека, они вдвоем вместе вышли к народу. Это стало ходом против первого хода Бабанова, да?

- Камчыбек Ташиев парень с большим будущим. Он не стал наподобие тех громыхать о поддержке Сооронбая. Поэтому это не вызвало большого резонанса, он вроде не вошел в ряд сильных людей. Но вчерашние слова Камчыбека ини стали ответом тем двоим: «Я снял свою кандидатуру в пользу Сооронбая Шариповича. Я не стал, как другие люди торговаться за должность, объединился ради целостности государства». Тем не менее, преимуществом Торобаева как реального кандидата стало точное изложение своей программы, он по накопленным деньгам не хуже Бабанова. В контексте денег он дал понять наличие большой силы и за своей спиной. Вначале выходила информация, что Торобаев готов не переходить к Бабанову. Позже стали говорить о переходе из-за невыполнения соглашений. Объединение больших денежных средств в настоящее время считается большим ходом.

- Но в народе говорят, мол, видим, такие объединения могут дать негативный результат. В частности, такие объединения, когда еще не избраны, но распределяют высшие должности. С этой позиции не вызовет раздражения у народа объединение политиков вследствие торгов?

- В политике бывают только интересы. Никогда не было дружбы. Без интереса ни один политик не объединится с кем-то другим. В народе могут неправильно понять сказанное «я – президент, ты – премьер-министр». Но так должно быть. Люди должны знать, к чему идут баллотирующиеся. Если говоришь «дойду к одной цели», то у тебя будет другой дух. А если скажешь «посмотрим, когда дойдем туда», то такого духа не будет. По моему личному мнению, они оба правильно сделали. Если на то пошло, надо было объединиться трём, говоря «спикерство получишь ты». Надо все раскрыть: мы будем одной командой, хоть пропадем, хоть дойдем, мы едины. Тогда люди выходят с духом как у Чолпонбая, закрывшим грудью дзот.

- Вторым большим ходом Омурбека Бабанова вы назвали его встречу с казахским президентом Нурсултаном Назарбаевым. До этого в Бишкек со специальным рабочим визитом приезжал узбекский президент Шавкат Мирзиеев, тогда он заявлял о поддержке преемника. Думаю, два кандидата сделали равные ходы по привлечению соседних президентов.

- Прошло немного времени, как Шавкат Мирзиеев стал президентом. Этот человек руководил правительством, занимался хозяйственными делами, может быть не знаком со многими вещами в нашей внутренней политике. Нурсултан Назарбаев опытный политик. Говоря об отношениях соседей, он показал видом склонность к Бабанову. Омурбек Бабанов тоже встретился с узбекским президентом как лидер парламентской фракции. Шавкат Мирзиеев сказал «было бы хорошо продолжить преемничество», как будто бы склоняясь к Сооронбаю. Мы все это поняли. У меня как  поддерживающего Сооронбая человека появилась мысль, что слова Мирзиеева очень хорошо прозвучали, сказанное вот так президентом страны с населением больше 30 млн человек станет большой силой.

- Правительство составляло соглашение с чешской компанией, говорившей, что построит нам  вместе с ГЭС Нарынский каскад. Сейчас кыргызское правительство идет на одностороннее расторжение того соглашения. Стало известно: чешская компания не специализируется на строительстве ГЭС, в своей стране известна только выпуском стекла, более того, было сказано о ее банкротстве. Вызывало сомнение, что компания в состоянии банкротства выплатит 37 млн долларов. Кто в первую очередь виноват в составлении правительством соглашения на правительственном уровне с  ОсОО - обществом с ограниченной ответственностью?

- У нас есть Служба безопасности. Эта служба является органом, берущим под контроль экономическую, политическую, религиозную и иную безопасность. Через их микроскоп должна была проходить каждая прибывающая из зарубежья компания. Этот орган должен предоставлять информацию: эта компания мошенник или нет, финансовое положение сильное, с ней можно сотрудничать. Поэтому тоже в первую очередь по данному соглашению мы должны обвинить Службу безопасности. Они поставили в неудобное положение президента, премьера. Это первое.

Второе – правительство через свои посольства было обязано исследовать с 2-3 сторон эту компанию. Сейчас джигит с хорошей фамилией руководит правительством. Я его уважаю только за фамилию. Мы все слышали слова этого джигита о чешской компании. Следовательно, он все знал и на основе какого-то интереса обманул весь кыргызский народ. Вице-премьер, вначале объявивший народу «беру ответственность на себя», был обязан проанализировать, чтоб впоследствии не опозориться. Теперь опозорили целиком все кыргызское правительство, заставили опустить голову. Эта информация разошлась по всему миру. Несмотря на объявление общественности «это неправильное соглашение», они составили соглашение, вымазали лицо страны черной грязью.

Такого председателя Комитета безопасности, такого главу правительства, его заместителя не уважает руководитель ни одного уважающего себя государства. За государственную этику может улыбнуться. Но они опозорили Кыргызстан. В течение 2-3 дней они все должны сказать «простите нас», попросить прощения у народа и сами быстро уйти. Ребята, которых привел со словами «они всем покажут», оказались детсадовскими ребятами. Будь у них достоинство, они бы ушли, сказав себе «как я бессовестный буду ходить среди народа,  если пойду в другое место, будут знать - это они привели тех мошенников – не буду позорить страну» от этого выиграют.

- Вопрос ГЭС поднимался также во время рабочего визита президента Узбекистана. Узбекский президент вроде сказал: «Узбекская сторона будет участвовать в строительстве ГЭС на реке Нарын. Без Узбекистана ГЭС не будут строиться». А ведь до этого узбекская сторона была против строительства ГЭС. Если мы без согласия другой страны ничего не сможем строить на своих водных ресурсах, то чем мы независимая страна?

- Еще одна причина расторжения соглашения с «РусГидро» - большое влияние Узбекистана. Ныне покойный Ислам Каримов был против строительства ГЭС, поднимал вопрос на больших международных собраниях, был одним из отговоривших Россию. Когда составлялось соглашение с «РусГидро» мы, многие депутаты выступали против. Во внутреннем содержании соглашения были требования, не защищающие интересы Кыргызстана. Мы уточнили позицию соседних государств. С одной стороны сказанное узбекским президентом правильно. С другой стороны в   общественности появились разговоры «оказывается, мы будем смотреть в сторону узбеков». На самом деле будет неплохим делом строительство ГЭС вместе с узбеками. Важно основное – что будет записано в соглашении, не упустим ли из рук бразды правления. Почему мы не должны строить, если рассмотрим с двух сторон и уточним правила: кто и чем владеет, какими будут правила водопользования?

- Исмаил Исакович, когда вы были депутатом, много раз поднимали вопрос границы. Также хорошо знаете эту сферу. На днях объявили, что с Узбекистаном мы уточнили и решили 85% своей границы. Но открыто не сказано, как оно решилось. Остается неясно. А когда остается неясно, то есть какая-то тайна? Узонгу-Кууш тоже ушел тайно.

- Составили соглашение с «мошенниками» чехами, скандал затянется надолго. Причина в том, что они сделали дела, которые хотели сделать - пополнили свои карманы. Во времена Аскара Акаева мы сами начали такое явление. Ту неправильную дорогу мы до сегодняшнего дня не можем исправить. По пограничному вопросу давно все было решено. Если бы решенный вопрос мы повели в рамках  закона, то ни один вопрос бы не поднялся.

В 1992 году с Узбекистаном мы составили Договор о вечной дружбе. В том договоре они записали: «Мы признаем ваши сегодняшние границы, уважаем, гарантируем, что не нарушим». Значит, никакого вопроса не должно быть. Эти международные договоры лежат в ООН. Преследовавшие мошеннические интересы вошли туда, всё уничтожили наши свои люди. Сейчас мы не знаем в отчаянии, как выйти из этого. Нам надо было решить только одну вещь. В некоторых местах граждане двух стран расселились вперемешку. Мы должны были сказать «решим только их вопрос, остальные вопросы не будем рассматривать, они давно решены».

Кроме того должны были рассмотреть вопрос анклавов. Надо было решить, какими дорогами будет въезжать-выезжать живущий там народ, давайте решим, чтоб народ не мучился. Пограничный вопрос сгодился бы для работы только над этим. Узбекистан защитил свою границу, ни у кого не спрашивая. Пока наша сторона сидела молча, они решили «оказывается, мы можем так относиться» и переползали. Сегодняшнее положение сложилось вот таким образом. Абдрахман Маматалиев начал решительные работы, они приносят плоды только сейчас.

Автор: Наралы АСАНБАЕВ
Источник: газета «Жаны ордо» №22 от 22.09.2017/стр.5,9

Комментарии: