
Каназаров: Радиоактивный уголь был завезен по поддельному разрешению
Продолжается скандал вокруг радиоактивного казахского угля, завезенного с месторождения Кулан.
Политики из власти и оппозиция начали в открытую обвинять друг друга. Глава отдела по информационной политике правительства Кыргызстана Султан Каназаров ответил на вопросы «Азаттыка».
«Азаттык»: Сейчас самой главной задачей является сокрытие в безопасное место Куланского угля, который стал причиной экономического и экологического ущерба. Радиоактивный уголь нанес вред здоровью граждан. Появляется информация о том, что с казахской стороной ведутся переговоры о возвращении угля. У вас есть более точные данные?
Каназаров: Компания, чей уголь оказался с завышенным радиоактивным фоном готова оплатить расходы на транспортировку и готова увезти в Казахстан. Думаю, в ближайшие дни вопрос будет решен.
«Азаттык»: На каком уровне проходят эти переговоры? Между компаниями или между правительствами?
Каназаров: Конечно, между предприятиями. Между компанией «Электрические станции», которая решила завозти этот уголь, и ее казахским партнером. Также транспортировкой занималась местная компания. Но используются и дипломатические пути. Потому что внутри Кыргызстана вопрос получил политический окрас.
«Азаттык»: Прошло достаточно времени, с тех пор как зародился скандал. Почему нельзя было погасить конфликт, не обостряя ее? Почему правительство не смогло все урегулировать?
Каназаров: Скандал, как вы знаете, возник в ноябре. Когда фракция «Ата Мекен» забила тревогу, что привезенный в ТЭЦ уголь имеет повышенный радиационный фон, началось расследование и предпринимались соответствующие меры. Уголь был завезен в сентябре-октябре.
К примеру, предприятие «Кыргызжилкомсоюз», определив, что у угля повышенный радиационный фон, отказалось иметь дело с победителем тендера и вернуло уголь в Казахстан. Уголь был возвращен немедленно.
Но если чиновники, которые причастны к тому, что уголь, привезенный в Чуйскую область, не был возвращен в Казахстан, не понесут наказание, то никто не гарантирует, что такая история не повторится вновь через 2-3 года. Поэтому у нас есть один путь - тщательное расследование и вынесение соответствующих выводов. К примеру, когда уголь проходил через таможню, эпидемиологическая служба подписалась под бумагой, которая заверяет, что уголь не радиоактивен. Бишкекская ТЭЦ тоже посчитала, что уголь нормальный. Значит, несколько уровней надзора, не проверяя уголь, подписали соответствующие документы. Конечно, соответствующие службы должны понести наказание, чтобы подобная ситуация не повторялась.
«Азаттык»: Вчера на заседании парламента начали всплывать новые факты. К примеру, министр Шадиев говорит, что в то время к нему обратился спикер Келдибеков по поводу Куланского угля. Депутат Абдылдаев говорит, что без разрешения правительства уголь из-за границы не ввозится, предлагает допросить прокуратуру тогдашнего премьера Атамбаева и его заместителя Бабанова. Кто вообще дал разрешение на ввоз радиоактивного угля? Может ли премьер-министр открыто сказать, причастен ли он к этому делу, или нет?
Каназаров: Премьер-министр вправе заявить, что он к этому не причастен. Вчера в парламенте министр Шадиев сказал, что ему позвонил Ахматбек Келдибеков, дал указание, чтобы он купил уголь от предприятия «Кулан ТБ». Это уникальное явление в кыргызской политике - представитель оппозиционной фракции заставляет государственный орган покупать радиоактивный уголь.
Источник: Азаттык