
«Парламентаризм» понарошку
Перед передачей Узонгу-Кууша Китаю в Жогорку Кенеш пришел Акаев, красуясь, сидел наверху. Многие оппозиционные негодующие депутаты выступали с горькой критикой, заставляя президента то краснеть, то бледнеть, он сидел с обескураженным бледным видом. Некоторые смелые депутаты в парламенте хоть немного, но порычали и как бы показали президенту клыки…
И перед передачей Каркыры казахам Бакиев пришел в парламент, сел на стуле повыше спикера, и его до печенок доставали горькие слова некоторых возмущенных депутатов в Жогорку Кенеше, он сидел, поеживаясь, и едва не соскочил с места. Это правда, некоторые упертые депутаты тогдашнего парламента якобы угрожали президенту… Вот теперь можно правильно понять оппозиционный пыл в парламенте во времена президентского правления, якобы показывающий клыки, как бы угрожающий президенту.
А в эпоху сегодняшнего «парламентского» правления, когда в первые дни пограничного инцидента со стороны Аксы через границу ни с того, ни с сего вошли узбекские военнослужащие с бронетехникой и встали на кыргызской земле. Когда народ кипел от негодования, стало странным, что парламент «парламентского Кыргызстана» хотя бы с намерением «пусть увидит народ», вместо патриотического клича, патриотического грозного вида, с главами фракций во главе со спикером не подавали голоса, ушли в мертвую тишину. Если бы сегодняшний Жогорку Кенеш был вправду настоящим хозяином власти в парламентском Кыргызстане, то пригласил бы правительство, президента, как бы рыча, нахмурился и сказал президенту: «Оо-й человек! Что ты такого значимого сделал за время своего президентства, ну-ка скажи?». И вообще, хватит ли решительности заставить президента растеряться, пусть понарошку показать гнев?
Или как… Есть такие молодые депутаты, как младший уке Жанар Акаев, у которого сил хватает на критику главы правительства, чьи полномочия связаны по рукам и ногам, министров, губернаторов, акимов-сакимов, айыл окмоту и подобную мелкоту. Но не хватает сил прямо высказать критику СДПКовцу президенту Атамбаеву, который совсем «не вмешивается» в суды, совсем «не имеет влияния» на парламент, совсем «не вмешивается» в экономические вопросы. Есть лидеры фракции, как Текебаев, не способный прямо сказать критику как в старину «если он джигит, то пусть повесится!», когда сел на президентский трон его друг Атамбаев, который с громыханием постоянно носится с пикой наперевес вслед за беглыми президентами и получивший орден из рук того же беглого президента. Может ли «парламентаризм» иметь другой облик, чем имеющийся сегодняшний? Может быть… Все заранее понимают, что если сейчас побежать впереди паровоза, то останется раздавленным, постоянно представляют перед глазами приближающиеся президентские выборы, все стороны затаили дыхание, искренне ожидая момента высвобождения узды у коня, сейчас все притаились в молчании?
P. S. Хотелось бы сказать нелюбящим таких каких как я, пишущих критику власти: «Вы только сидите и высказываете полный рот критики, если у вас ум переливается через край, то скажите, что надо делать!» Все написано в законе, точно показано: какая ветвь власти, что должна делать, а чего не делать. Суть в пренебрежении закона всеми, в своеволии. Вы наверняка скажете: «Народ сам взял деньги, розданные на тех выборах, избрал, поверив словам «осчастливим!», мало самому народу!». Да, если мало, может, и мало ему. Но, думаю, неверна логика «народ выбрал сам, значит, пусть терпит и живет»? Ладно, не выйдем перед Белый дом с митингами-пикетами. Ладно, не скажем, переступив ограду «захватим власть». Но давайте хотя бы открыто говорить все, как есть, как чувствуем, как видим? Может быть, картину сегодняшнего дня мы прочувствуем так «кто-то из нас, мы живем в радости и счастье», другие из нас горюют «мы страдаем, вот-вот исчезнем!». Ладно, правильней высказывать различные мысли, из этих разносторонних мыслей складывается истинная картина сегодняшнего Кыргызстана. Возможно, просмотрев законченную отснятую картину, в один из дней, или через несколько веков мы пробудимся. Возможно, продолжим лежать и спать «я же хорошо живу»… Никто не вправе ограничивать право мыслить, высказывать мнение. Именно в этом глубинный смысл демократии, которую не смогли построить Акаев, Бакиев, а сегодня не может построить и Атамбаев. А именно, мысль должна озвучиваться свободно, пусть это будет провластные мысли, оппозиционные мысли, или центристские мысли… Спасибо.