
Медетбеков: Событие в Пакистане должно стать уроком
Из-за неспособности пакистанской власти проводить решительную борьбу террористы используют в качестве живого щита детей. Такое мнение выразил эксперт по вопросам безопасности Артур Медетбеков в интервью "Азаттыку".
А. Медетбеков: В настоящее время в мире идет активизация деятельности экстремистско-террористических организаций. Половина медресе в Пакистане работают в экстремистском русле. Немало кыргызстанцев получают там религиозное образование и воспитание.
Также в союзное время в целях падения власти Афганистана Пакистан позволил свободно размещаться организациям Талибана на своей территории. Идеи Талибана постепенно переросли в идеи больших террористических организаций, и в настоящее время в обеих странах талибы удерживают сильные позиции. Во-вторых, афганские и пакистанские талибы не делятся как прежде и договариваются о совместных действиях.
Сообщается информация, что эти 500 школьников – это дети воюющих с талибами солдат и офицеров. Чтобы нанести очередной удар и оказать сопротивление на государственном уровне, талибы применяют грязные методы, выставляя в качестве живого щита детей.
Кыргызстан должен извлечь для себя урок из случившегося. По различной информации, около 150-300 граждан Кыргызстана воюют в рядах террористических организаций в Сирии и Ираке, получая военную закалку и заражаясь идеями террористов.
"Азаттык": Вы говорите об усилении влияния террористов. В мире в отношении талибов ведется разная политика. Последние события, в особенности событие в Пакистане, может как-то изменить отношение к талибам? Какую политику должны проводить мировые государства?
А. Медетбеков: В первую очередь должны противостоять талибам и поставить их на место руководители власти, правоохранительные органы Пакистана. Но руководители государства одной рукой наносили удары, другой – помогали талибам, сами развязали игру. В северной провинции Вазирстан отсутствует влияние властей как Афганистана, так и Пакистана. Район превратился в гнездо терроризма. На территории Пешавара количество афганских талибов превысило несколько сотен тысяч. Такая ситуация создается из-за бесконтрольности. Во-вторых, власти Пакистана не могут начать решительную борьбу с талибами, потому что в высших эшелонах власти есть лица, подверженные идеям терроризма и экстремизма. В-третьих, другие страны не могут вмешаться в ситуацию, потому что это происходит внутри суверенного государства. Но думаю, что мировое сообщество может помочь Пакистану по данному случаю, в борьбе с талибами, по вопросу превратившего в гнездо экстремизма северной провинции Вазирстан. В первую очередь большую помощь оказывают США и Англия.
"Азаттык": Центральноазиатские страны должны защищаться от Талибана? Лидеры соседних стан заявляют об исходящих оттуда угрозах…
А. Медетбеков: Необходимость обороны возникла не сегодня. Надо было начинать еще раньше, уже запаздываем. Большинство членов организаций исламского джихада и террористических организаций – выходцы из Ферганской долины и Каратегина. Это граждане Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана. Их основная деятельность связана с картой террористической организации "Исламское государство". Никто не будет отрицать существования угрозы для стран Средней Азии со стороны организации, целью которой является строительство халифата на обширной территории в регионе, включая и Синьцзян-Уйгурский автономный район.
"Азаттык": Какие меры надо предпринять?
А. Медетбеков: Среднеазиатские страны входят в ШОС, также являются членами ОДКБ (кроме Узбекистана). Эти страны должны объединиться и вместе выработать концепцию противодействия угрозе "Исламского государства". Надо проводить большую работу на основании оперативной информации от других государств. Надо проводить профилактическую работу и препятствовать выезду граждан Кыргызстана в другие страны для таких целей.