Сказали: "Атамбаев принял власть, но не ответственность"
Вчера, 3 декабря, основанный Бегалы Наргозуевым полит-институт "Народная политика" провёл круглый стол на тему "Уроки парламентаризма в Кыргызстане за три года. Достижения и проблемы".
Судя по объяснениям Бегалы Наргозуева с ссылкой на мнения учёных, "народная политика" будет осуществляться через интервенцию экспертов, аналитиков в политической области, специалистов по социальным наукам, интеллектуалов, публицистов и журналистов.
- Мы должны провести такую интервенцию. В этом направлении в Кыргызстане есть действия на русском языке, но отсутствуют кыргызскоязычные институты "народной политики", эксперты и аналитики. Не проводятся на кыргызском языке круглые столы, конференции, обсуждения. Высказываются претензии, что в кыргызских СМИ нет глубокой аналитики. В связи с этим наш только созданный институт "Народная политика" будет ежемесячно обсуждать, анализировать проблемные, актуальные вопросы в Бишкеке, Оше, других местах и сообщать о результатах общественности, - сказал Бегалы Наргозуев.
Генерал Кубатбек Кожоналиев заявил, что первые шаги парламентского правления начались с грубого нарушения статей Конституции, посвящённых Жогорку Кенешу. Примером может стать создание депутатских групп в парламенте. В Основном законе не предусмотрен выход депутатов из своих фракций и объединение в отдельные группы.
К. Кожоналиев сказал, что парламентское правление незаметно увеличило права президента.
- В ноябре-декабре прошлого года вышел президентский указ, относящийся к экономической сфере. В целом, у президента нет функций по экономике. Это право прибавили депутаты через принятые ими законы, - считает генерал.
Депутат Жылдыз Жолдошева полагает, что у новой Конституции много положительных сторон. Если работа будет вестись в рамках Основного закона, парламент будет контролировать президента, президент – правительство, а правительство – парламент. И если кто-то превысит свои полномочия, то возникает треугольник, способный на конфликт. Но этому не дали осуществиться и все исказили. Во главе тех, кто искажает закон, стоит пособник принятия Конституции Омурбек Текебаев.
- Текебаев сделал инвалидом созданного им самим ребёнка. В настоящее время президент, парламент и спикер – все из СДПК, если бы хоть спикер был из оппозиционного лагеря, то парламентский институт заработал бы. Многое зависит от руководства. Когда спикером был Келдибеков, были видны многие признаки парламентского правления, - возмущалась госпожа депутат.
Депутат Омурбек Абдрахманов констатировал, что страна не может вступить на путь развития. Начал речь с отсутствия альтернативной системы развития, задал вопрос: "При какой системе сможет развиваться Кыргызстан?" В качестве ответа на свой вопрос он рассказал о разделении Германии на ФРГ и ГДР после Великой Отечественной войны.
- В ГДР была одна сумасшедшая девушка. Совала голову в разные дела, ожидала урожая своих неоправданных действий. После объединения двух республик я поинтересовался ее судьбой. Оказалось, что когда отставшая на 40 лет ГДР встала на путь развития, эта девушка пополнила ряды разумных людей.
Депутат связал свой рассказ с тем, что уровень человека измеряется системой, в которой он живёт. Правильная система и идиота сделает умным, а неправильная – умного человека превратит в дурака. Кажется, этими словами Омурбек Абдрахманов хотел сказать, что на фоне неправильной системы Кыргызстана ряд умников выглядит идиотами.
Кандидат философских наук Уран Ботобеков сказал: "Когда те же Атамбаев и Текебаев выезжают из страны, то начинают бить себя в грудь, заявляя: "Мы первая страна в Центральной Азии с парламентской системой!" Где, кем, в каких кабинетах принимаются государственные решения? По его мнению, при анализе приятых решений получается, что нет никакой парламентской системы, и мы живём так же, как Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан.
- Кандидат на пост главы правительства в первую очередь должен понравиться президенту. Если не понравится, то никогда эта кандидатура не пройдёт в парламенте, какая бы золотая ни была у нее голова. Атамбаев сам выбирает правительство, хотя это и не входит в его полномочия. Конституция предусматривает невмешательство президента в финансовые вопросы. Но Атамбаев в одном своём интервью говорит: "На строительство дороги выделено столько-то средств". Разве это называется невмешательством в финансовые вопросы? Рассказывают также про слова президента, высказанные в тесном кругу: "Не выделяйте средства Ошу, пусть Мырзакматов попросит". Как это можно понять? Ещё в одном своём интервью он говорил, что в вопросе "Кумтора" нам надо придерживаться 50 на 50 процентов. Прошло не так много времени, как эти его слова в виде законопроекта поступили на рассмотрение парламента. "Кыргызстану нужен газ, а не "Кыргызгаз" - эти слова закончились продажей "Кыргызгаза" "Газпрому", - заявил У. Ботобеков.
Доктор исторических наук Тынчтыкбек Чоротегин выразил свой протест не против системы, а против названия парламента. По его словам, "парламент" – западное слово, а у кыргызов это - курултай. Он подчеркнул, что не стоит изобретать велосипед и вместо слова "Парламент" надо ввести слово "Народный курултай". "Нужно называть "в сёлах такой-то курултай, в столице – Верховный курултай, для этого нужно предусмотреть средства из бюджета", - предложил он. Привёл и примеры: в Монголии – Великий хурал, в Туркменистане – Межилис. Такое предложение доктора наук дополнилось мнением восстановить в прежнем формате исторически сложившиеся обязанности кыргызского курултая.
Омурбек Абдрахманов считает, что борьбу с коррупцией должно предварять улучшение государственной системы. По его мнению, первым шагом может стать изменение 5-ступенчатой системы государственной власти до 3-ступенчатой. 5 степеней – айыл окмоту, район, область, правительство, президент. Нужно объединить айыл окмоту с районами. Губернаторам нужно дать права вместе с обязанностями. Иначе его будут слушаться только водитель и секретарь. Остальные подчиняются министерствам, но за результаты отвечает губернатор. Если дать право губернаторам назначать служащих с помощью местного кенеша вместе с ответственностью за местное развитие, то средства не будут сосредотачиваться у центральной власти, а уйдут службам, работающим с народом. Это даст возможность затянуть один узелок коррупции. Будет правильным убрать президента из ступеней власти. Пусть сидит спокойно, не вмешиваясь в государственные дела.
Также депутат отметил, что в борьбе с коррупцией необходимо, чтобы объем зарплат сотрудников был достаточным.
- Президент получает зарплату в 700 долларов, министры – 300 долларов, сотрудник милиции – 4 000 сомов, прокуратуры – 13 тысяч сомов. Как можно оставить коррупцию при таких зарплатах? Можно выйти из ситуации не только увеличением зарплат, но и посредством оптимизации. Потом можно внедрять в общественное сознание "чистой работы и недопущения воровства, - считает он.
Если коррупция все же будет продолжаться, то, по словам депутата, остаётся один путь – посадить в тюрьму.
Лидер Движения сопротивления Омурбек Суваналиев тоже поделился своим мнением:
- Много премьеров работало до этого. У них была одна отговорка - "у меня нет власти". Сейчас Жанторо Сатыбалдиев утверждает обратное: "У меня власти много, охотно поделился бы с другими". Есть причины для таких его слов, он человек, случайно пришедший на это место. Он не знает, как пользоваться своими конституционными полномочиями, и чувствует, что находится не на своём месте.