Апрельские события, план Бакиевых, деньги из сейфов и дирижер судов Данияр Нарымбаев
Не завершается суд в связи с событиями 7 апреля 2010 года. Между тем некоторые сравнили эту трагедию с событиями 3 октября. Обсуждение велось по этому вопросу.
Чолпон Жакупова, руководитель правовой клиники «Адилет»:
- Оценку событиям 7 апреля 2010 года еще до меня дала ОДКБ. Они оценили эти события как «незаконный насильственный захват власти». В событиях 3 октября не было фактов захвата власти, в руках у народа оружия не было. По закону это квалифицируется как «хулиганство». 7 апреля у народа было тяжелое вооружение. К примеру, установлено, что против Белого дома была использована военная машина БТР. Было много гранат, пулеметов. Я говорю об этом не из-за неприязни к революционерам, а называю доказанные факты. Сами участники революции говорят: «Да, я напал на Белый дом с оружием, использовал БТР, гранаты и автоматы».
Турат Акимов, главный редактор газет «Деньги и власть», «Чон казат»:
- Даже доказав виновность Бакиевых, мы никогда не сможем доставить их в Кыргызстан. Причина в том, что судебной системой у нас управляют один-два дирижера. Сначала Омурбек Текебаев, затем Азимбек Бекназаров, а в данное время Данияр Нарымбаев. Они собрали народ во Дворце спорта, разделили на две противоборствующие стороны, стравили их друг с другом. Это уже не суд, а «собачья свалка».
Видевшие такой судебный процесс западные страны (члены ОБСЕ) не выдадут нам сбежавших преступников. Причиной они называют: «У вас нет суда в рамках закона, у вас суд будет жестоким, безжалостным, вы Бакиевых разорвете и убьете». Эта игра, по-моему, была сделана умышленно с целью невозвращения Бакиевых.
Разница между 7 апреля и 3 октября большая. Во-первых, Ташиев не смог захватить власть. Во-вторых, не соответствует логике наших законов – самому сидеть во власти и захватить свое место. Однако Ташиев должен ответить за вину, на него надо наложить очень большой административный штраф.
Табылды Акеров, политический аналитик:
- После митинга оппозиции 17 марта у «Форума», бакиевская власть создала специальный штаб по наблюдению за действиями лидеров оппозиции. По тому плану в ночь с 6 на 7 апреля предусматривалось посадить лидеров оппозиции и оставить народ, пришедший на курултай, без лидеров. На следующий день люди, прибывшие на курултай, пошли бы в СИЗО, чтобы освободить лидеров, захватили и, разгромив его, освободили их. Но «провокаторы» среди народа должны были подстрекать народ, мол, «хватит, натерпелись от власти, сегодня мы ее уничтожим», и повести народ на центральную площадь. А там во время митинга с крыш Исторического музея и Белого дома снайперы застрелили бы 5-6 лидеров оппозиции. А потом собирались снятую видеозапись распространить по всему миру: «Мы не допустили переворота». Таким образом, бакиевские преследовали цель окончательно избавиться от лидеров оппозиции. Нельзя сопоставлять события 3 октября и 7 апреля, потому что в первом случае были открытые призывы к захвату власти. Сейчас пытаются оценивать это дело как «хулиганство». По-моему, это неправильно. Потому что кто может дать гарантию, что еще кто-то не перепрыгнет через ограду, не попытается захватить власть, не нанесет ущерб безопасности граждан и основам государства?
- Почему не завершается до конца судебное дело по военнослужащим, стрелявшим в народ?
Турат Акимов:
- Если сегодня мы без оснований будем судить военнослужащих, то завтра лишимся войск, они откажутся защищать государство. Рядовой воин ни за что не отвечает, разве его надо судить за то, что стрелял, защищая стабильность государства? Необходимо наказывать только руководителей, давших законный или незаконный приказ. Пули 76-го калибра нашли у снайперов, а из тел убитых ребят извлекли пули калибра 5-45, следовательно, стреляли из автоматов АКМ или АКС. В этом месте возникает конфликт. Доказательств точных нет. А если кто-то другой стрелял и убежал? Могли быть специально организованные провокации.
Жаныш Бакиев дал приказ Дунганову, приказ принял Дунганов. Но выполнил ли его - это другой вопрос. И это надо доказать. А обвинять рядовых воинов за стрельбу крайне трудно, потому что завтра это окажется невыполнением приказа. В данном случае следует освободить ребят подчиненных Дунганова.
А почему не привлекается к ответственности Азимбек Бекназаров, изначально нарушивший следствие? Этот человек ведь говорил, что поймали 7 снайперов, называя их «негр», «латыш». Где они?
Табылды Акеров:
- Я пришел на центральную площадь 7 апреля около 14 часов. До моего прихода было застрелено 20-30 молодых ребят, кто-то из них убит, а кто-то ранен. Здесь надо обратить внимание на несколько факторов. Во-первых, территорией особо охраняемого объекта считается двор Белого дома до ограды. А за ограждением не входит в охраняемую территорию. Во-вторых, никто из убитых в тот день ребят не умер внутри ограды, все были застрелены за оградой. Следовательно, можно сказать, что стрелявшие убийцы грубо нарушили закон. В-третьих, по словам Дунганова, приказ стрелять отдавал Жаныш Бакиев. Он как глава СГО мог отдавать приказ при угрозе жизни президента. Но ребята за оградой не представляли никакой угрозы. Они были безоружными. Если суд уточнит, кому отдавал Дунганов приказ стрелять, тогда будет известно, кто стрелял. Турат байке говорит, что найдены пули другого калибра. Но всем известно, что со стороны Белого дома были ребята из СГО и «Альфы».
Чолпон Жакупова:
- Неправильно судить простых военных, говоря, что стреляли в народ. Материалами подтверждено, что в тот день первыми были сделаны выстрелы со стороны народа. Первыми из погибших на площади были убиты Никита Кущ и Такырбашев Эдиль. Они были курсантами Академии МВД. Они считаются защитниками Белого дома. Таким образом, установлено, что первыми стреляли со стороны народа. Я в тот день не была на площади, своими глазами не видела, но говорю на основе доказанных материалов. Мы судим защищавших Белый дом, тогда нам надо сказать им: «Не защищайте, а если будете защищать, то станете преступниками». Вот на днях, когда Ташиев перепрыгнул через ограду, ребята из СГО не то чтобы защищать Белый дом, они сбежали. Они боятся, что их осудят. Это один из признаков, что государство оставлено без защиты. Суд уже в течение 3-х лет не может вынести решение. Народ остался разделенным надвое, замучили вконец народ.
- Вызывает споры вопрос: на что временное правительство потратило деньги из Белого дома после 7 апреля?
Турат Акимов:
- Куда разошлись эти деньги, знают только те, кто их брал. Деньги из сейфов Белого дома, как оказалось, они раздали своим родственникам. И что нам теперь делать? Тогда дадим орден Бекназарову, раздавшему деньги родственникам за большой вклад в сложной ситуации 2010 года.
Если опираться на закон, то нельзя было трогать деньги из сейфов в Белом доме. Надо было их взять, закрыть и опечатать на хранение Национальном банке. После этого следовало создать комиссию и посчитать деньги, а не кромсать сейфы «сваркой» в Белом доме. Теперь никто точно не может установить, сколько там было денег. За этот грубый взлом сейфа, конечно, должен отвечать Бекназаров. Он что, не знает законных путей? Прекрасно знает, он знает, как делать революцию, а как сдавать деньги, не знает. Уж очень он интересный человек…
Табылды Акеров:
- Усилился спор, куда и на что потрачено 10 млн. сомов. Поэтому потратившая сторона должна дать точный ответ. А.Бекназаров сообщил, что эти деньги ушли на проведение курултая. По-моему, неправильным было использовать деньги, переданные в банк на хранение. Потому что были способы не тратить столько денег. Например, на основании привлечения богатых и влиятельных людей, поддерживавших Временное правительство. Но они в то время не выходили из домов, «как бы Бакиевы снова не вернулись», сидели молча. Что меня удивляет, Чолпон Идиновна интересуется деньгами, потраченными только Временным правительством, и закрывает глаза на тех, кто через оффшорные зоны крутит огромные суммы денег, на незаконные выходки занимающихся сомнительным бизнесом. Говоря иначе, если Чолпон эже постарается быть объективнее и беспристрастнее, для народа было бы хорошо. Она бы проявила свою объективность, если бы по всем делам была беспристрастной, сказала, давайте обрежем корни коррупционерам, посадим их.
Чолпон Жакупова:
- Уже ведь установлено, что незаконно взяли деньги. Еще сколько раз надо устанавливать? Теперь дело только за Генеральной прокуратурой возбудить дело на взявших деньги. Они же сами признаются. Мы называем Бакиева тираном. Но ведь сами хвастающиеся: «Мы – революционеры!», сами занимались чрезвычайно грязными делами, как мародерства, грабежи, воровство! Эта власть уже перехлестывает тех. Неизвестно, куда переведено 300 млн. долларов, находившихся в «АзияУниверсаБанке»? Если будет закрыто дело на партию, называемую причастной к мародерствам, тогда народ плюнет в лицо власти. Генеральная прокуратура в скорейшем времени должна возбудить уголовное дело на разграбивших деньги и мародеров.