×
 

30.08.2017 // 14:48
Обратите внимание на дату публикации.

Артур Медетбеков: Нельзя всех носителей оружия называть террористами

Сегодня Госкомитет по нацбезопасности провел спецоперацию в Жайыльском районе Чуйской области. В ходе операции ликвидированы два боевика, один ранен и госпитализирован, еще двое граждан задержаны по подозрению в пособничестве. До этого в ночь на 24 августа подозреваемые в терроризме граждане в автомашине "Ниссан Пресаж" не подчинились сотрудникам Патрульной милиции в Бишкеке, угрожали им пистолетом и гранатой и скрылись. Аналитики по вопросам безопасности связывают данный случай с активизацией террористических группировок в Ферганской долине в последнее время. В рамках этой темы мы взяли интервью в рамках программы "Кун чекит" у эксперта по вопросам безопасности Артура Медетбекова.

- ГКНБ информировал, что в День независимости террористические группы планировали теракт. Какие основные факторы способствуют активизации террористических группировок в Центральной Азии?

- Если посмотреть международные организации и страны, борющиеся с терроризмом в последнее время, даже крупные государства не могут противостоять терроризму. Число молодежи, уехавшей из Кыргызстана в Сирию, Афганистан и Ирак, превысило 700. Часть из них сбежала и возвращается в Кыргызстан. Есть тайно пребывающие. Во-вторых, до такого высокого уровня дошел наш демократический процесс. На сегодняшний день мы дали возможность безвизового въезда более 45 странам, в том числе из ближневосточных стран – Катару и Кувейту. Поэтому информация о существующей на сегодняшний день у нас потенциальной террористической угрозе – правда.

- Задержание террористических групп требует особо тщательной подготовки. Насколько можно верить сообщению, что ликвидированные во время спецоперации 24 августа были террористами, скрывшимися от сотрудников Патрульной милиции? Если посмотреть в аспекте анализа и расследования...

- Во-первых, если задержаны при ношении оружия или с взрывчатым средством, то это не означает, что все они террористы. Возможно, оружие и боеприпасы были похищены во время конфликта 2010 года. Чтобы доказать причастность к терроризму, необходимо провести расследование. Или должна быть предварительная полная доказательная информация. Иначе говоря, схема места теракта, финансовые источники, сбор взрывных веществ, записи разговоров, на основе чего можно вывести заключение о принадлежности к той или иной террористической группировке. Ну а если задержаны, когда угрожали винтовкой, взрывчатым боеприпасом, то это не считается терроризмом.

- Можно считать, что в последней операции наши службы безопасности тщательно рассмотрели дело?

- Открыто говоря, если сотрудники службы безопасности или милиция в случае сопротивления кого-либо с оружием, согласно закону, могут применить стрельбу или проводится операция по задержанию. Дело в том, что очень трудно распознать, террорист или не террорист вооруженный человек. Но в большинстве примеров последнего времени у общества возникают сомнения, действительно ли человек с пистолетом оказывается террористом... Я понимаю правильно, потому что члены террористических организаций готовятся тайком. Их обнаружить очень трудно. Другое дело, если появляется оперативная информация из их среды.

- Сообщалось, что во время проведенной операции спецслужбы понесли потери в количестве 2-х сотрудников, позже эта информация не была подтверждена. Каков уровень риска при задержании членов террористических группировок в Кыргызстане? Какова подготовка спецслужбы в данном аспекте?

- Честно говоря, терроризм, количество террористических организаций резко выросли после крушения Советской власти. В 1990-2000 годах погибло много военнослужащих, мирных граждан. Позже, в 2011 году, погибло 5 сотрудников правоохранительных органов, потому что в операциях при задержании таких лиц существует большая угроза жизни сотрудников спецслужбы. В этом аспекте проводятся различные учения, тренировки. Но и этого всё ещё недостаточно

- Спасибо за интервью! 

Автор: Чолпон Бейшелен кызы
Источник: maralfm.kg

Комментарии: