
Токтогул Какчекеев, политолог: "Атамбаев был занят тем, что устранял ошибки, допущенные Акаевым и Бакиевым"
Мы побеседовали с Токтогулом Какчекеевым о приезде Шойгу в Кыргызстан, о реформе силовых структур Кыргызстана, о положении наших военнослужащих.
- Токтогул мырза, возникли вопросы, касающиеся приезда российского министра обороны в Кыргызстан. Некоторые даже предположили, что после визита Шойгу может случится что-то плохое. Как вы думаете, с какой целью он прибыл в Кыргызстан и о чем говорил с президентом?
- Я не участвовал в переговорах. Не знаю, какой у него было разговор с президентом. Но я положительно отношусь к тому, что российский министр специально прибыл на встречу с президентом и обменялся мнениями. Не стоит негативно воспринимать его визит, думать о плохом. Потому что Шойгу считается представителем тюркоязычного народа и близок к кыргызам. Что-то нас роднит. Думаю, такие чувства хорошо скажутся в решении вопросов. Понимая все это, Путин отправил в Кыргызстан Шойгу, как доверенного человека. В этом году президентские выборы пройдут у нас, и в России в ближайшие годы состоятся подобные выборы. По-моему, министр обороны России Шойгу и наш президент обсуждали предстоящие перемены, вопросы, касающиеся сохранения стратегического партнерства и соблюдения достигнутых соглашений.
- Почему в Кыргызстане упразднили Министерство обороны, вооруженные силы стали подчиняться Генштабу?
- Это не внесет какие-либо большие перемены. Другими словами, присоединение Министерства обороны в состав Генштаба не означает, что он теряет свое значение. Этот метод позволил исключить бюрократию в Министерстве обороны, чтобы оно работало продуктивно. Генштаб контролирует стратегию, состав, готовность вооруженных сил, следит за хозяйством и вооружением. Старое обновляется, плохое улучшается. И в России некоторые вопросы решает не министр обороны, а глава Генштаба Герасимов. Например, он ведет переговоры с главой американского штаба. Участвует на заседаниях НАТО. Готовится к войне и ведет войну. Министр обороны - политическая фигура, поэтому он продуманно ведет военную политику. Подобное практикуется в Турции и Америке. В НАТО. Те, кто не хотят работать по-новому, люди старой закалки из Министерства обороны говорят: "Куда это годится?", чванятся, из-за чего формируется некое общественное мнение.
- Осуществляется ли реформа силовых органов, за которую взялся Генштаб?
- Конечно начала осуществляться. Мало того, даже начала давать результаты. Проделана большая работа для страны, потому что Генштаб возглавляется Атамбаевым. Придя на пост президента, он подготовил стратегию развития до 2017 года и начал ее осуществлять. Другими словами, Атамбаев провел военную реформу. Военнослужащие были оснащены новым вооружением, они освоили новые методы, участвовали на учениях. В результате этого наши военнослужащие участвуют на военных соревнованиях в России, странах СНГ, в НАТО, добиваются признания. Участвуя на военных соревнованиях, кыргызская армия показала свою силу, потенциал. Удалось доказать, что кыргызские военнослужащие хороши, хотя их мало.
- Значит, у нас действительно не много военнослужащих, но они хороши?
- Можно и так сказать. Если кто-то вроде Исламского государства создаст угрозу нашему государству, то военнослужащие быстро поставят их на место. Сегодня кыргызская армия не боится их. Мало того, у нас хватит сил, чтобы урегулировать ситуацию, если внутренние враги поднимут головы и захотят совершить вооруженный переворот.
- Почему при Акаеве численность кыргызской армии уменьшилась?
- При Акаеве Кулов сделал следующее предложение: "Кыргызстану военнослужащие не нужны. Их нужно упразднить. Проблемы будут решать бойцы внутренних дел". В итоге численность военнослужащих была сильно сокращена, а военная сфера была отодвинута на второй план. Атамбаев же постепенно устраняет ошибки, допущенные до него, усиливает вооруженные силы. Соседи начали иначе к нам относиться после того, как наше вооружение обновили, а военнослужащих стало больше.
- Каждый новый президент увлекается политикой, пытаясь провести реформы. Принесли ли пользу реформы или навредили?
- Большинство реформ, совершенных при Акаеве и Бакиеве негативно отразились на Кыргызстане. Другими словами службу по надзору за водителями в Министерстве внутренних дел Кулов отдал корейцу. Помимо этого службу, проводившую техосмотр и паспортный стол он передал ГРС. Короче говоря, Министерство внутренних дел было расчленено в результате реформ Кулова. И при Бакиеве продолжилась такая политика. Кыргызстан пострадал из-за таких неправильных реформ. Несмотря на то, что Атамбаеву остается работать немного, он увлечен тем, что устраняет ошибки, которые негативно влияют на государство.