
Токтогул Какчекеев, политолог: "Хорошим нужно делиться, а плохое - утаивать"
Мы побеседовали с политологом Токтогулом Какчекеевым о заявлении президента, о том, как он говорил про вонючую политику "Ата Мекена", получили ответы на интересующие нас вопросы.
"На этот раз президент показал характер, присущий кочевым народам, озвучил жесткую критику в сторону некоторых людей"
- Токтогул мырза, вручая государственные награды, 6 марта президент озвучил свое недовольство. После этого он подвергся критике. Не нагрубил ли президент, не перегнул ли палку?
- Здесь можно делать субъективные выводы, говорить, что президент плохой или хороший. Но я не хочу критиковать президента за его высказывание. Потому что он раскрыл секрет перед людьми, удостоившимися государственной награды. Можно и не критиковать президента за чрезмерную резкость, грубость. Потому что мы потомки кочевого народа. Говорим то, что думаем. На этот раз президент показал характер, присущий кочевым народам, озвучил жесткую критику в сторону некоторых людей. Можно не обижаться. Потому что это не первое резкое высказывание президента. Были случаи, когда в интересах кыргызского государства он резко высказался в адрес генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжи. Кроме того, он упрекнул бывшего министра обороны России в неуплате 40 млн долларов. Были дни, когда он смело высказывался в сторону российского президента. Короче говоря, как бы ни был резок президент, он хочет сохранить мир в Кыргызстане. Однажды на встрече с журналистами и экспертами он говорил: "Нельзя оставлять двух молодых ребят, на посту президента и спикера, они перебодаются. Даже после ухода нам следует стараться сохранить мир в Кыргызстане". Вручая награды и выступая, он преследовал те же цели. Поэтому нет необходимости в том, чтобы критиковать или очернять его. Потому что мы знаем о недостатках президента. Разве будет какая-то польза, если мы будем его критиковать или игнорировать? Кто нам даст хорошего президента, если мы будем критиковать действующего? Поэтому нам следует соблюдать кыргызские традиции - делиться хорошим и утаивать плохое, чтобы сохранить имидж страны. Иначе ситуация усложнится, борьба обострится.
"Есть обстоятельства, подтолкнувшие президента к острым высказываниям"
- Разве президенту дозволено говорить то, что он желает?
- Обе стороны не без греха. Я не собираюсь оправдывать президента. Но не стоит забывать, что есть обстоятельства, подтолкнувшие президента к острым высказываниям. Президент от переживаний это говорит. Если помните, президент решил изменить Конституцию и подвергся критике со стороны членов гражданского общества. Какие только слова о нем не говорили, хотя он утверждал, что не пойдет на второй срок. Именно из-за острой критики президент вынужден резко высказываться. Прежде чем критиковать, нужно учитывать его положение, обстоятельства, которые его вынудили.
"Есть в кыргызском лексиконе слово "сасык""
- Допустим. Но был ли он прав, когда назвал "Ата Мекен" вонючей партией?
- Не стоит "ата-мекеновцам" спорить или обижаться. Потому что слово "сасык" [вонючий] издавна используется в кыргызском лексиконе. Другими словами, занимающемуся неправильным делами человеку говорят: "Не воняй". Еще принято говорить: "Не впутывай меня в вонючие дела", "Не вовлекай в вонючую политику". Может он назвал партию "Ата Мекен" вонючей потому, что ее члены разбогатели за день. Сколько бы ни утаивали, была информация о вовлеченности в мародерство, а пытавшийся раскрыть эти дела Зарылбек Рысалиев был отстранен от работы. Возможно вспоминая все это президент назвал "вонючей партией".
"Решение принял не президент, а партия"
- На средства массовой информации подаются заявления в суд по обвинению в том, что они оклеветали президента. Это происходит по инициативе президента или такова уловка однопартийцев, желающих понравиться ему?
- По-моему, это идея партии СДПК, а не президента. Это я к тому, что партия приняла решение о том, чтобы подать в суд на средства массовой информации, которые резко высказались в сторону президента. Президент тоже был вынужден отреагировать, сказать: "Стабильность нашей страны оказалась под сомнением из-за независимых журналистов и псевдополитиков, распространяющих провокационную информацию".
"Можно и не принимать, сказав, что оказывается давление на свободу слова"
- Президент обнародовал обращение. Не ограничат ли свободу слова правоохранительные органы, которые возбудят уголовные дела в отношении изданий, критикующих президента, наложат штраф?
- Прочитал кодекс международных журналистов. Информация должна быть достоверной и не ставить под сомнение чью-то репутацию. Журналистское расследование тоже должно опираться на факты. Кроме того, не должна нарушаться журналистская этика при подаче информации.
Начали обсуждать заявление президента, критиковать его. НПО подали в суд на президента. Может поэтому президент хочет, чтобы Генпрокурора отстаивала его честь. Но это не значит, что ограничивается свобода слова. Поставлена задача - обуздать тех, кто выдвигает необоснованные претензии, призвав их к ответственности. Поэтому заявление можно и не рассматривать как притеснение свободы слова.
"Парламент превратился в следственный орган"
- Токтогул агай, действительно ли парламент превратился в место, где распускаются слухи или эти слова были адресованы конкретно Текебаеву?
- Это не адресовано конкретно Текебаеву. Эти слова характеризуют работу всего парламента. Это я к тому, что сегодня парламент не занят своими делами, а превратился в центр споров. Кроме того, если возбуждается уголовное дело в отношении депутатов, то создаются комиссии, позиционирующие себя выше прокуратуры и суда, парламент превращается в следственный орган. Они не исполняют свои обязанности, заняты другими делами, поэтому президент посчитал, что парламент превратился в место, где распускаются слухи.
Честно говоря, парламент выходит за рамки, пытаясь уберечь от ответственности депутатов, в отношении которых было возбуждено дело.
"Президент очистит свою партию, избавится от депутатов, порочащих имя СДПК"
- Будет ли президент так же суров по отношению к собственной партии так же, как и по отношению к другим партиям?
- Конечно будет. Президент говорил, что не будет смотреть на родственные узы в борьбе с коррупцией. Он доказал, что не будет жалеть приближенных, позволил задержать Нарымбаева. А ведь никто и подумать не мог, что Нарымбаева посадят. По-моему, скоро он начнет чистит свою партию. Возможно накажет депутатов, занимающихся неправильными делами.
- Несмотря на это, в Джалал-Абаде сидят депутаты СДПК, про которых говорят, что они продали землю.
- По-моему, президент даже не знает об их неправильных делах. Если журналисты об этом напишут, если избиратели пожалуются, президент обязательно отреагирует, избавится от депутатов, порочащих имя СДПК. Другими словами, накажет их.
"В Конституцию нужно внести поправку, чтобы не только потенциальный депутат, но и его близкие не были замешаны в постыдных делах"
- Возможен ли роспуск парламента?
- Даже если парламент не будет распущен, президент уделил внимание словам Торобаева, остался недоволен слабостью парламента. Потому что мы живем в парламентской стране, власть в руках парламента, но страна тонет. Сегодня у президента нет ничего, кроме права высказаться. Он видит беззаконье и высказал свои переживания. У кыргызов есть выражение - от огорчения чуть ли не Бога проклинаешь. Я не оправдываю президента. Понимаю, что острые, резкие слова он озвучил из-за боли.
- После слов президента о том, что он поддерживает роспуск парламента, стало известно, что в отношении более 40 депутатов возбуждены и приостановлены уголовные дела, что в отношении лидеров трех фракций заведены дела. Есть ли у такого парламента моральное право на продолжение работы?
- Действительно, во многих случаях поговаривают, что в парламенте собрались люди, избегающие ответственности. Честно говоря, нужно внести изменения в Конституцию, чтобы к выборам не допускались люди, в отношении которых возбудили и приостановили уголовное дело, чтобы даже близкие высокопоставленных лиц не были замешаны в постыдных делах. Иначе мы не избавимся от негативных явлений.