
Артур Медетбеков, генерал-майор, руководитель общественной организации ветеранов антитеррористического отдела "Альфа": "В Сирии находятся психически больные"
Как Кыргызстан может защитить себя от экстремизма, который потряс весь мир? Как можно искоренить это явление, которое пугает с каждым днем? В какой степени защищено наше небольшое государство? На наши вопросы ответил чекист до мозга костей, разбирающийся в вопросах безопасности дальновидный генерал спецслужб Артур Капарович. Генерал-майор дал убедительные ответы.
- Артур мырза, в последнее время во всем мире происходят шокирующие теракты. Наш посол Ибрагим Жунусов стал свидетелем того, как террорист застрелил посла России в Турции Андрея Карлова. Никто не гарантирует, что такое не может случиться в Кыргызстане, не правда ли? Скажите как специалист, насколько наша страна защищена от подобного?
- Калыгул мырза, на сегодняшний день ни великие державы, ни маленькие государства неспособны самостоятельно защититься от терроризма. В последнее время терроризм растет в геометрической прогрессии. В том числе и наша страна подверглась атакам террористов. Но в последнее время наша страна начала получать уроки в борьбе с терроризмом, стремится принять меры для обеспечения безопасности. Будучи членами ШОС и ОДКБ мы постоянно обмениваемся информацией по борьбе с экстремизмом, готовимся вести совместную борьбу. К тому же силовые органы используют все возможности для противодействия терроризму. Тем не менее потенциальная угроза терроризма и экстремизма не исчезла. Безопасность не обеспечена в полной мере, есть некоторые недочеты.
- Президент Алмазбек Шаршенович побывал с официальным визитом в Узбекистане, "растопил лед". Даже был разговор о том, что через месяц начнется работа по уточнению границ. Можно ли в это верить? Готовы ли признать, что решение президента заслуживает поддержки, особенно в условиях обострившихся проблем безопасности?
- Честно говоря, на протяжении 15 лет происходили различные локальные конфликты на границе Кыргызстана и Узбекистана. В связи с этим многие граждане Кыргызстана и Узбекистана погибли или получили ранения. Был случай, когда захватили относящийся к Кыргызстану Унгар-Тоо. Граница несколько раз закрывалась и открывалась, сейчас ситуация там нормализовалась. Наш народ с 2000 года ждет решения вопроса границ. В 2000 году указами руководства Кыргызстана и Узбекистана были сформированы комиссии по урегулированию границ. Тем не менее до сих пор пограничные комиссии не могут прийти к единому мнению по 320 километрам границ. Пограничный вопрос всегда оставался тяжелым грузом. Были многочисленные объективные и субъективные причины. Прозвучали многочисленные предложения и критика по границам. Когда поднимается вопрос о безопасности, стабильности и территориальной целостности страны, никто не выступит против своей страны. Озвученные предложения и мнения должны оказать должное, позитивное воздействие. Но во многих случаях СМИ не передают объективную информацию, одни ведут себя как "подсолнухи", другие делают из мухи слона. Сейчас в Узбекистане сменилась власть, наблюдается перемена во взглядах в сторону демократии. Возможно проблема начнет решаться на деле, если лидеры двух стран проявят политическую волю и решительность, дадут команду комиссиям и всячески будут друг другу содействовать. Мы все этого желаем, жители двух стран к этому стремятся.
- Наверное вы осведомлены о том, что Совет обороны занялся реформированием правоохранительных органов и вооруженных сил страны. Эксперты поговаривают, что ведется работа по раздроблению правоохранительных органов, ссылаясь на упразднение службы по контролю за наркотиками. Как вы относитесь к реформам власти в этом направлении?
- На сегодняшний день очень актуален вопрос реформирования правоохранительных органов и вооруженных сил. Но процесс реформирования должен быть комплексным, учитывать все службы. Изменения должны коснуться права и закона, идеологии и культуры, военной физкультуры и дисциплины, военной техники, вооружения, специального оснащения, зарплаты, жилья, льгот. На сегодняшний день есть примеры того, как процессы реформирования правоохранительных органов не осуществляются полноценно, допускаются некоторые недостатки. Например, упраздняется служба по контролю за наркотиками, ее полномочия передаются МВД. Подобные реформы проводились и раньше. В 2011 году новая власть создала эту самостоятельную службу по контролю за наркотиками. К сожалению, с каждой сменой власти эта служба подвергается реформам. Это большая ошибка. Так как служба вела оперативную работу по борьбе с наркотиками, по пресечению наркотрафика. Во-вторых, должна быть позитивная конкуренция между МВД, ГКНБ, Таможенной службой и службой по контролю за наркотиками. В-третьих, нередко некоторые грязные сотрудники правоохранительных органов задерживаются по подозрению в причастности к наркобизнесу. Помимо этого поступает немало информации о наркобаронах. Вполне возможно, что многие эти материалы могут быть закрыты. Это может привести к усилению коррупции и наркобизнеса.
- Когда мы избавимся от умалишенных, которые уезжают из Кыргызстана в Сирию? Разве у нас не хватит сил, чтобы преградить им дорогу туда? Если они будут уезжать в сегодняшнем темпе, то как будут обстоять дела с безопасностью нашей страны в ближайшие годы?
- По официальным данным в Сирии находятся более 600 кыргызстанцев. Никто не может озвучить точные цифры, возможно их больше. В основном это те, кого заинтересовала религиозно-экстремистская идеология, а также психически больные, безработные парни и девушки. В последнее время в российских и казахстанских СМИ появилось много примеров. Даже в России и Казахстане стало больше наших граждан, приверженцев религиозного экстремизма. Чтобы попасть в Сирию, Ирак, Афганистан наши граждане используют различные маршруты, особенно через Турцию. Там же они становятся членами ИГИЛ, Даиш, Джабхат-ан-нусра, Аль-Каиды, Исламского движения Узбекистана, Исламских джихадистов. Конечно, нелегко преградить им дорогу. Это невозможно, но поток можно сократить. Для этого на государственном уровне нужно вести разъяснительную работу, религиозные уроки. Правоохранительные органы и органы местного самоуправления должны вести профилактическую деятельность. Власть должна создать все условия для сокращения безработицы. Следует беспрерывно вести профилактическую работу с близкими родственниками, находящимися в Сирии, Ираке, Афганистане. Пугает не то, что террористы находятся в Сирии, а то, что с помощью мобильного телефона и интернета они ведут идеологическую работу над своими родственниками и близкими. Когда есть угроза безопасности всей страны, к борьбе должна подключиться и общественность, которая не должна демонстрировать безразличие в борьбе с терроризмом, религиозным экстремизмом. Только тогда мы создадим условия для предотвращения терроризма. Никакие террористы и экстремисты не запугают Кыргызстан! Но мы все должны постараться, чтобы не было локальных конфликтов.