
Бакыт Торобаев, лидер фракции «Онугуу-Прогресс»: «Пока не поступило предложения о вхождении в коалицию»
- Каким будет состав коалиции? Вы видите себя в этом составе?
- Пока нашей фракции не поступило предложения о вхождении в коалицию. Не было проведено переговоров. Каким будет состав коалиции, из каких фракций сформируется, об этом станет известно после завершения переговоров стороной, исполняющей миссию создания коалиции. По-моему, коалиция сформируется из 3 или 4 фракций.
- Развалившейся коалиции вы высказали некоторые претензии. Как вы думаете, что стало причиной неспособности удерживать единство, эффективно работать?
- Об этом я говорил и до этого, и сейчас повторю. Самая основная причина – отсутствие партнерских отношений. Партнерство это умение слушать друг друга, вести работу согласованно, посоветовавшись. К сожалению, поскольку нанесен ущерб именно стержню этой коалиции – партнерским отношениям – не реализовалась на практике общая солидарность, цель.
- Руководитель распавшейся коалиции Канат Исаев в интервью нам сказал, что фракция «Онугуу-Прогресс» не была вместе с коалицией, и на выборах спикера выдвинула своего кандидата. Также предъявил претензию, что фракция и поздней выдвинула своего кандидата в комитет по конституционному устройству. Что ответите на это?
- На выборах спикера коалиция одобрила двух кандидатов. Парламент проголосовал на основе мягкого рейтинга. По вопросу выборов председателя комитета лидеры четырех фракций – СДПК, «Кыргызстан», «Онугуу-Прогресс», «Ата Мекен» - посидели и переговорили. Лидеры трех фракций поддержали кандидатуру Тынчтыка Шайназарова. А поскольку СДПК вывела своего кандидата Асель Кодуранову, тогда мы пришли к решению «пусть проголосуют и решат народные представители». Об этом говорил в парламенте и сам Канат Исаев. Следовательно, здесь претензии в наш адрес не соответствуют действительности.
- На выборах спикера Жогорку Кенеша у вас двоих с Канатом Исаевым получилось одинаковое количество голосов. Обычно коалиция выводила единого кандидата. Некоторые СМИ писали, что здесь был составлен специальный сценарий, чтобы вы оба не прошли, а потом выбрали Чыныбая Турсунбекова…
- Возможно. Может быть, так и было.
- В каком русле двинется Кыргызстан в случае принятия новой предлагаемой Конституции?
- Я не согласился по вопросу изменения Конституции в части курса на ослабление прокуратуры. Дело в том, что в опыте Молдовы каждая из пришедших в парламент сил ставила своих людей в правоохранительные органы, возбуждали уголовные дела на людей друг друга, сажали, в итоге имел место политический кризис. Я не хочу, чтобы и у нас создалось такое положение. Следовательно, во избежание хаотичности Генеральная прокуратура как стержень законности должна надзирать за всем.
- Президент сказал: «При внесении изменений в Конституцию Кыргызстан превратится в рай для бизнесменов». Вы тоже были предпринимателем. Есть ли такие условия в новой Конституции?
- Еще рано говорить, что с принятием Конституции произойдут кардинальные перемены, и политико-экономический курс Кыргызстана столкнется с резкими поворотами. Ведь этот фактор определяется в связи с целью, устремленностью государственного управления, а также внутренними, внешними взаимосвязями, развитием политико-экономической ситуации.
- Вы говорили, что дали много предложений по конституционным изменениям, но ни одно из них они не рассмотрели. Какие конкретно были те предложения?
- Мы предоставляли предложения, говоря о неправильности норм об ограничении государственных служащих, отъема у Генеральной прокуратуры следственной функции, и что для выхода из коалиции надо двум третям депутатов заявить свое согласие и подписаться.
- Высказываются мнения, что после принятия новой Конституции парламент распустится, а в следующем созыве не смогут прийти партии «Ата Мекен», «Онугуу-Прогресс», «Бир бол». А вы как думаете?
- У всех разные мысли. И в прошлом году озвучивали мнения, что наша партия не пройдет в парламент. С божьей поддержкой и поддержкой народа мы прошли в Жогорку Кенеша. На сегодняшний день рейтинг нашей партии хороший. По сравнению со временем прошлогодних выборов уровень, авторитет нашей партии повысился. Если бог поддержит, а народ окажет доверие, мы добьемся победы и на следующих выборах.
- В последнее время некоторые СМИ написали информацию, что вы защищаете интерес Бакиевых, поэтому выступаете против Конституции. Что можете сказать по данному поводу?
- Кто бы ни писал такую информацию, тот глубоко ошибается. Я защищаю интересы не отдельного человека, а интересы кыргызского народа, кыргызского государства. Мы говорим: «Давайте развиваться, расти, прекратим показывать друг друга в плохом свете, очернять, распространять грязные сплетни. Нам необходимо открыть новую страницу истории, превратить наше государство в одну из благополучных, развитых стран, должны сделать шаг вперед с целью и намерением, чтобы наш народ жил в достатке». Наша жизнь улучшится, если мы очистим свои мысли, намерения не пустыми словами, а покажем себя сделанными работами. Мы не сможем двигаться вперед со сплетнями, очернениями.
- По написанной в тех же СМИ информации говорится, что вы являетесь спонсором телеканала «Сентябрь» Омурбека Текебаева. Насколько это правдиво?
- Если мне не дают возможности выступать по государственным телеканалам наподобие ОТРК, то через какой телеканал смогу рассказать, ознакомить народ с нашими выполняемыми работами? Тогда конечно, приходится через частные телеканалы делиться своими целями, намерениями, выполненными работами, будущими планами. Все представители СМИ знают, что большинство частных информационных средств работает в коммерческом направлении. Следовательно, здесь нет ничего пугающего.