
Токтогул Какчекеев, политолог: «Бабанов – человек, знающий внутренний мир капиталистической эпохи нового направления»
В этот раз мы обменялись мыслями с политологом Токтогулом Какчекеевым о развалившейся коалиции, исчезнувшем оригинале Конституции.
- Токтогул мырза, из каких партий может сформироваться распавшаяся коалиция?
- Какие партии войдут в коалицию, какие партии не войдут в коалицию, это решат фракции в парламенте. Но нам не следует спешить с формированием коалиции. Президент издал указ, получившая от него мандат партия в течение 15 дней сформирует коалицию. Мы должны глубоко продумать, создать коалицию из партий, чьи политические интересы совпадают, оказать доверие фракциям, не приводящим государство к политическому тупику. По-моему, в этот раз коалиция сформируется из основных партий СДПК, «Республика – Ата Журт». Третья партия войдет со своими интересами. Придет время, мы увидим, какая это партия.
- По вашей мысли, переговоры пройдут только между двумя партиями?
- Здесь до переговоров нужен рациональный взгляд. Остальные вопросы решатся в зависимости от этого.
- Однако большинство народа прогнозирует создание коалиции из партий СДПК, «Республика – Ата Журт» и «Кыргызстан». Если коалиция сформируется в составе этих партий, то не появится ли вопрос, что коалиция сформировалась только из северных партий?
- Народ юга и севера поднимал вопрос «надо избавиться от слов «север-юг», приняли несколько решений. Но при распределении должностей аксакалы говорят: почему наши уроженцы не работают на государственных должностях? Поэтому сегодня мы должны принять решение, чтобы никогда не ставить на государственные должности по партийному принципу. Говоря иначе, на каждую должность надо объявлять конкурс, должен прийти выигравший в конкурсе человек, невзирая, откуда он и какова его партийная принадлежность.
Хотел бы сказать, сидящие сегодня в парламенте 6 партий не читали Конституцию. В Конституции написано, что каждый гражданин вправе избирать и быть избранным. Несмотря на это, во власть приходят сплошь через партии. Если какая-то личность – кандидат на определенную должность скажет «я не хочу вступать в вашу партию, но должен пойти на эту должность», а ему скажут «не войдешь в партию – не сможешь пойти на должность», то у него нарушаются права. Также в Конституции не записано ведь «после уплаты 100, 200 тысяч или 1 000 000 сомов или долларов ты станешь претендентом». Они прикрылись партийной системой, создают социальное неравенство. Поэтому мы должны резко изменить Конституцию, включить в нее слова Атамбаева, сказанные на инаугурации, в выступлении в Чолпон-Ате.
- Какие слова Атамбаева надо включить в Конституцию?
- Его слова: «Необходимо обеспечить полную независимость кыргызского государства», - обязательно надо включить в меняющуюся Конституцию. Потому что надо полноценно заложить основы независимости кыргызского государства. Не надо бояться намерения Атамбаева «изменю Конституцию», напротив, мы должны поддержать его, потому что он в отличие от других президентов не собирается менять ее из желания еще раз прийти во власть. Он не говорит «сделаю сына президентом или премьер-министром». Атамбаев сказал не один, а 4-5 раз: «По окончанию срока уйду с должности, выбирайте желательного для себя президента». Не надо искать плохой смысл даже в хороших словах, мы должны поддержать желание президента изменить Конституцию.
- Вы говорите, что президент вынужден менять Конституцию, чтоб сделать государство полноценно независимым. Но некоторые аналитики критикуют, что сам Атамбаев сделал Кыргызстан государством, кланяющимся России?
- Суть не в этом, поэтому мы должны решить этот вопрос путем доверия. Ведь Атамбаев укрепил сотрудничество с Россией. Он не сделал окончательно зависимым, нанося ущерб независимости государства. Я к тому, что он действует в смысле «вместе с Россией выйду из охватывающей мир тяжелой ситуации, кризиса, сохраню государство». Мы должны это правильно понять.
- Чем не понравилась написанная Текебаевым Конституция, принятая в 2010 году?
- Я не отвергаю написанную Текебаевым Конституцию, но грубо выпирающие ошибки вредят Кыргызстану. Говоря другими словами, некоторые места не защищают интересы Кыргызстана, доминируют решения международных организаций над кыргызскими законами. Например, написанная Текебаевым Конституции негативно влияет на «Кумтор», мы не можем говорить на равных. Также кыргызстанские суды осудили на 25 лет лишения свободы Азимжана Аскарова, а международные организации отменили приговор кыргызских судей, ставят требования «заново пересмотрите». Следовательно, создалось пренебрежение к третьей власти в нашем государстве, получилось делом, равноценным нападению во внутренние дела государства. Не говоря о другом, зародилась потребность в исправлении, поправках в Конституцию, оказывающую отрицательное воздействие на государство подобными сторонами.
- Разве можно изменять Конституцию, если утрачен ее оригинал?
- Не надо сидеть с открытым ртом, мол, «потерялся», а милиция, прокуратура, ГКНБ должны искать и найти оригинал. Пусть ищут начальники и сотрудники, работающие в различных отделах аппарата президента. Пусть хотя бы найдут Конституцию и оправдают проедаемый ими хлеб, и научатся нормально хранить 10 листов бумаги. В дальнейшем надо хранить Конституцию не в аппарате президента, а в здании Жогорку Кенеша. Потому что за эту Конституцию президент не является гарантом. Мы живем не при президентском, а при парламентском правлении. Поэтому местом хранения Конституции должен быть Жогорку Кенеш.
- Если вдруг оригинал Конституции не найдется, тогда эта власть окажется нелегитимной?
- Это внутренний вопрос… В любом случае мы должны найти оригинал Конституции.
- Токтогул мырза, почему из коалиции, превратившейся в эпицентр всеобщего внимания, вышли не другие партии, а вышла сама СДПК?
- По-моему, СДПК показала видом, как ей надоело, и похоже, была вынуждена разрушить коалицию.
- На сегодняшний день партии СДПК и «Республика – Ата Журт» являются совпадающими, подходящими и дополняющими друг друга партиями?
- Нет, СДПК и «Республика – Ата Журт» партии с несовпадающими друг с другом позициями, но по структуре СДПК близка к партии «Ата Мекен». Я к тому, что эти две партии – социалистические партии, то есть, их идеологией является улучшение социального положения. В реальности – исполнение сказанного, повышение роли хозяйственных инфраструктур, улучшение жизни. Хотя они обе создались под лозунгом «социалистической партии», но никакого социалистического вопроса не подняли. Потому что наши партии созданы на основе семьи, землячества и регионов. Поэтому ведут работу не в соответствии с идеологией, а в зависимости от политической ситуации.
- От выдвижения кого премьер-министром выиграет Кыргызстан посредством вошедших в коалицию фракций?
- Сегодня в Кыргызстане есть только два-три многоопытных человека, работающих на международном уровне. Один из них Бабанов. Бабанов молод, способен потащить работу. Поэтому при назначении премьер-министра в этот раз мы должны глядеть не на региональный принцип, а сделать упор на людей, пригодных вытащить государство из трясины. Хотелось бы сказать, до этого принимали во внимание региональный принцип, во многих случаях делался упор на выполняющих свою работу людей, не смеющих поднять глаза и говорить. Сейчас мы должны бежать от таких, делать упор на грамотных в работе личностях, способных на международном уровне уточнять границы, говорить при решении вопросов на равных. В противном случае региональный принцип приводит государственный механизм к ржавчине.
- Вы уверенно говорите, что Бабанов вытащит государство из трясины. Но некоторые говорят, что скоро он оставит СДПК у разбитого корыта?
- Нецелесообразно так опасаться. Потому что сейчас время перехода от количества к качеству. Бабанов может качественно работать, но не думаю, что он уронит тень на СДПК. Поэтому не стоит опасаться, тянуть время, мы должны правильно вести отбор. Есть еще одна причина моего упора на Бабанова. Я к тому, что мы живем в капиталистической эпохе. Бабанов из людей, знающих внутренний мир капиталистической эпохи нового направления. Поэтому я доверяю ему.
- Если бы он хотел развивать государство, тогда почему не построил в Кыргызстане цементный завод, а построил в Пензе?
- Это слова пустого честолюбия. Сегодня у нас нет летчиков, чтобы летать на авиационных самолетах, предоставляемых Россией, и как бы мы запустили в работу цементный завод? Ведь у цементного завода очень высокая технология. В Кыргызстане нет специалистов, чтоб работать на нем. Наш народ в большинстве работает в сельском хозяйстве, сидит на базарах. Учитывая эту сторону и дефицит специалистов, Бабанов построил цементный завод в Пензе. В России техника развита. Они выпускают ракеты, космичекие корабли. Для них запустить в работу цементный завод не вопрос.