
Артур Медетбеков, бывший заместитель председателя ГКНБ: «Освобожденные Временным правительством «Жайшуль махдийцы» - сегодняшние члены террористической группы, прошедшие сильную подготовку»
- Артур Капарович, в Кыргызстане впервые смертник произвел взрыв. Чего нам можно ждать в дальнейшем?
- Хотя мы говорим, что смертник впервые произвел взрыв, но террористический акт в Кыргызстане происходит не в первый раз. И до этого в южном регионе было несколько взрывов. В 2002 году они собирались пойти на посольство США, но не смогли проникнуть туда, затем пытались пройти в отель «Пинара». Результата не вышло, наконец, взрывчатое вещество было взорвано на рынке «Оберон». Самоподрыв смертника мы должны воспринимать как напоминание террористических групп «мы есть, мы сильны». Во-вторых, можно проверить, на каком уровне взрывается взрывчатка. В-третьих, запугивание народа перед праздником. Они совершенно открыто показали свою позицию.
- По какой причине китайское посольство?
- В 2002 году застрелили консула китайского посольства, весной того же года возле отеля «Достук» застрелили ответственного работника китайской таможни. В том же году убили руководителя уйгурской диаспоры. По моему личному мнению, к этому взрыву возможна причастность террористически-экстремистской организации «Шарк Азатлык Ташкилати» (ШАТ). Она была создана некогда в Синьцзянском автономном районе Китая, превратилась в большую организацию против китайского государства. Основной ее целью было строительство самостоятельного независимого государства. Поздней все они прикрылись религией ислама, перешли к террористическим акциям. Впервые совершили террористические акты в городах Китая. ШАТ вошел через Восточно-Туркестанское исламское движение в Афганистане, все они собрались и позже смешались, стали членами больших террористических организаций «Аль-Каида», ИГИЛ. По заявлению главаря ИГИЛ Халифа Ибрагима, выделено более 60 млн долларов странам Средней Азии, стало известно, что средства вкладываются в устройство хаоса, террористических акций.
- Тогда выходит, что взрыв в посольстве организовала группа, прошедшая сильную подготовку?
- Конечно. Здесь есть следы людей, побывавших, участвовавших в войне в Сирии или Афганистане. Иначе такой взрыв был бы невозможен. До нападения они исследовали, как работает служба безопасности посольства, можно ли проникнуть. Они не вторгаются через главные ворота, а используют задние ворота. Они знали, что перед праздником внимание силовых органов направлено на места скопления людей. Также исследовали уменьшение контроля за посольствами, дипкорпусами. Большинство членов ШАТ сейчас воюют в Сирии, Афганистане, имеют большой опыт в изготовлении бомб, взрывов.
- Между МВД и ГКНБ всегда заметен недуг соперничества, противостояния. Не оказывает ли это вреда на борьбу с терроризмом?
- В Службе национальной безопасности есть специальные антитеррористические подразделения. В этих подразделениях работают грамотные в деле, лучшие специалисты. К сожалению, для усиления их профессионализма постоянно требуются крупные учения, оперативные работы. У нас этого маловато. В МВД тоже есть отделы по борьбе с экстремизмом, терроризмом. Но большинство их допускают ошибки в работе, так как до этого не работали в данной сфере, не знают точного проведения настоящего анализа. Да, между обоими органами есть на некотором уровне определенное противостояние. Не смогли выбраться из личных интересов. Было бы хорошо соперничать ради интересов работы. Однако ошибочно взвалить только на эти две службы противоборство с террором и сидеть. Любой службе нужна помощь общественности. Религиозным служителям тоже необходимо оказывать им помощь.
- Кстати, о религиозных служителях. Ведь вон что говорит Чубак ажы Жалилов, которого большинство верующих почитают за кумира?
- В последние годы увеличилось количество отдавшихся религии ислама людей. Это, разумеется, хорошее явление. Мы знаем, к какой чистоте, милосердию, человечности направлен традиционный ислам. Но в то же время полно сепаратистских течений под прикрытием ислама, действующих с целью опорочить его. Чтобы народ, молодежь умели различать их, руководители муфтията, религиозные служители, имамы должны проводить разъяснительные работы. А у них нет таких мероприятий. Религиозным служителям следовало бы, видя происходящие в мире события, предоставлять народу разграничение белого и черного. Было бы хорошо проводить работы в смысле: «Прикрывшиеся религией истребляют людей, давайте не пойдем на такое. Сохраним государство». К сожалению, пока так не происходит. А ведь на верующих их слова сильней влияют. Вместо этого есть моменты, когда ранее работавшие и ушедшие муфтии, имамы во время проведения разъяснительных работ высказывают свои негативные, неправильные мысли и мнения о государственном устройстве. Но в то же время неправильно воспринимают слова Чубака ажы и запрещают их публикации в СМИ. И это неверно. Дело в том, что власть своим запретом на определенном уровне накапливает очки для этого человека. Члены экстремистских групп начинают действовать по привлечению таких людей в свои ряды.
- В предыдущих интервью вы говорили о слишком запоздалом начале борьбы с терроризмом…
- Несколько лет назад они не то чтобы бороться с терроризмом, наоборот, создали им хорошие условия. В 2010 году 5-6 джигитов, назвавших себя революционерами, с автоматами в руках участвовали в стрельбе на площади перед Белым домом. В январе 2011 года эти джигиты создали в Кыргызстане террористическую организацию «Жайшуль Махди». Они застрелили 4 сотрудников правоохранительных органов, выступили против власти. На основании таких же расследований стало известно о гибели двух человек от их оружия в Джалал-Абадской области. Кроме того, члены «Жайшуль Махди», говоря иначе, по приказу Временного правительства побывали для оказания различной помощи в ошских событиях и вернулись. В том же году по декрету Временного правительства 10 мая 2010 года была дана амнистия более 20 членам экстремистских групп, они освободились и ушли. Они участвовали в экстремистских беспорядках в городе Ноокате, выступили в защиту своего лозунга. В июне 2010 года они активно участвовали в столкновениях двух народов на юге, были задержаны их 1-2 члена по факту убийства. Остальные сейчас находятся в Сирии. Это безграмотность членов Временного правительства. В то время для накопления себе политических очков популистским способом среди верующих людей они освободили «жайшуль махдийцев». Сегодня они ходят террористической организацией, прошедшей сильную подготовку.