
Артур Медетбеков, лидер партии НДПК: "Создается ощущение, что борьба с коррупцией ведется односторонне, что у нас растерзали мелких, не сумев дотянуться до крупных"
Мы побеседовали с генералом Артуром Медетбековым об экстремизме и терроризме, являющихся угрозой для всего мира, выслушали его мнение о заявлении президента Турции Режепа Тайыпа Эрдогана о том, что к взрыву в международном аэропорту Турции были причастны и кыргызстанцы.
- Артур мырза, президент Турции Режеп Тайып Эрдоган заявил, что к взрыву в международном аэропорту в Турции были причастны кыргызстанцы, что при них был обнаружен паспорт Кыргызстана. Это говорит о том, что ситуация в Кыргызстане тоже остается опасной, что и у нас есть члены организации "Исламское государство"?
- Нужно признать, что во всем мире обретает силу международный терроризм. Хотя Кыргызстан впустил на свою территорию НАТО, внес вклад в борьбу с терроризмом, некоторые наши граждане прикрываются исламом, ведут грязную политику, подпадают под влияние грязной политики, уезжают в Сирию. Хотя по официальным данным их около 500, точных данных, к сожалению, никто не знает. Упал духовный уровень кыргызстанцев, отсутствует наша национальная идеология, наш народ не образован с религиозной точки зрения. Это позволяет вскружить голову нашим юношам и девушкам, распространять среди них экстремистские и террористические идеи, вербовать их. Именно под влиянием таких людей наши граждане участвовали во взрывах в Турции, унесших человеческие жизни.
Среди жестоких людей, прикрывающихся исламом, были и кыргызстанцы, это говорит о том, что сложилась опасная ситуация в нашей стране. Это я к тому, что нет гарантий того, что они не повторят сделанное в Турции в Кыргызстане, что они не устроят переполох, что у них нет тут связей, что они не будут участвовать в террористических акциях. Это, во-первых. Во-вторых, международная репутация Кыргызстана вновь пострадала из-за новости о том, что к взрыву были причастны кыргызстанцы. Это отпугнет туристов, затруднит работу по их привлечению. Чтобы предотвратить все это, правоохранительные органы должны крепко взяться за работу, работать системно, привлекать лучших специалистов. Кроме того, граждане тоже должны выступать со своими инициативами, помогать в борьбе с экстремизмом и терроризмом. Иначе граждане Кыргызстана не смогут противостоять террористическим акциям. Потому что в последнее время терроризм охватил весь мир, словно эпидемия. Думаю, после этих событий наши спецслужбы при содействии турецких спецслужб будут действовать оперативно над поимкой террористов.
- Хватит ли у сегодняшней Турции сил на борьбу с терроризмом? Эрдоган в своем выступлении заявил, что он одержит победу над террористами.
- Турция уже несколько лет борется с терроризмом, но пока не справляется с крупными внутренними террористическими организациями. Мало того, негативно повлияла на Турцию террористическая организация "Исламское государство". Турции не следовало превращаться в транзитную зону, а с самого начала нужно было нанести удар по "Исламскому государству", не пускать в Сирию выходцев из стран СНГ. Тогда бы и взрывов было бы поменьше. К сожалению, есть подозрения, что высокопоставленные турецкие чиновники коррумпированы, почему-то выходцы из СНГ легко пробираются в Сирию. Поэтому желание Турции самостоятельно побороть международный терроризм воспринимаю как утопию. Даже огромная страна неспособна побороть терроризм международного масштаба. У Турции не хватит сил, нужно бороться комплексно, действовать сообща с другими странами.
- Можно ли верить российским сведениям о том, что Эрдоган финансирует терроризм?
- Есть причины, по которым Россия озвучивает претензии. Потому что Турция действительно в какой-то степени создала условия для террористов. О тайной поддержке терроризма знает не только Россия, но и другие страны. В 1995-2000 гг. террористы выехали из Ближнего Востока через Турцию. Выяснилось, что некоторые высокопоставленные чиновники Турции содействовали террористам, поэтому Россия сделала обращение к Турции. С недавних пор отношения между Россией и Турцией наладились, изменилась политика в борьбе с терроризмом. Турция предоставляет базу, это хорошее начало.
- Тайырбек Сарпашев считает, что кыргызский паспорт причастный к взрывам в Турции может быть поддельным. Можно ли ему верить?
- В таких обстоятельствах глава выдающего паспорта учреждения вынужден будет заявить, что паспорт может быть поддельным. Он будет так говорить, пока не проведут экспертизу и не докажут, что паспорт подозреваемого действительно поддельный. Паспортная проблема возникла не сегодня. С обретения независимости время от времени возникает шумиха вокруг паспортов. В 1996 году исчезло около 100 тысяч паспортов. Хотя было возбуждено уголовное дело по этому поводу и посадили некоторых руководителей, паспорта в основном попадали в руки лидеров террористических и экстремистских организаций. Кроме того, два года назад Министерство внутренних дел сообщило, что пропали 10-15 тысяч паспортов нового образца. Короче говоря, паспорта Кыргызстана получают не только террористы, но и те, кто подвергается политическим гонениям, даже воры в законе. Даже Батукаеву за один день сделали паспорт. Не секрет, что некоторые руководители из системы выдачи паспортов вовлечены в коррупцию, замешаны в грязных делах. Это я к тому, что в столице ужесточен контроль над выдачей паспортов, но в селах, областях контроль не столь силен. Поэтому паспортный скандал на этом не закончится. В будущем могут быть большие игры.
- Тайырбек Сарпашев должен хотя бы понести моральную ответственность за подделку паспортов, уйти в отставку или ему нужно продолжать работу, не придавая этому значения?
- Было бы хорошо, если бы он прочувствовал моральную ответственность. Но у наших политиков, руководителей нет такого понятия, как моральная ответственность. Поэтому такие вещи они даже не берут во внимание. Воспринимают как ошибку в работе. Но руководители Государственной регистрационной службы должны прочувствовать как моральную ответственность, так и ответить перед законом.
Честно говоря, если бы изготовители поддельных паспортов не брали бы информацию у сотрудников ГРС, то номера в поддельных паспортов не соответствовали бы с номерами настоящих граждан Кыргызстана. Эти сотрудники тайно делятся информацией, поэтому отовсюду появляются поддельные документы, которые портят имидж Кыргызстана. Удивляет то, что даже задержанные с поличным, при получении взятки сотрудники ГРС не только не привлекаются к ответственности, а продолжают работать. Создается ощущение, что борьба с коррупцией ведется односторонне, что у нас растерзали мелких, не сумев дотянуться до крупных.
- Тайырбек Сарпашев заявляет, что Кыргызстан не избавится от проблемы поддельных паспортов, пока мы не перейдем к биометрическим паспортам.
- Сохраним ли мы нынешние паспорта или перейдем на биометрические, но проблема тайной передачи информации гражданам других стран не решится. Потому что среди сотрудников ГРС мало людей, которыми движет чувство патриотизма, которые работают честно. С этой проблемой мы не разберемся до тех пор, пока сотрудники ГРС не будут работать чисто. Поэтому биометрические паспорта, ID карты, свидетельства, дипломы, документы должны изготавливаться на тайном предприятии в Кыргызстане. Только тогда мы решим проблему подделки документов. Иначе проблема никуда не денется.
- Говорят: "Если хотим бороться с терроризмом, нужно начинать с муфтията. Там немало людей, прикрывающихся исламом..."
- На сегодняшний день в Кыргызстане насчитывается около 19 террористических, экстремистских организаций. 17 из них связаны с религией. Они прикрываются исламом, прибывшие из Турции, Пакистана, Иордании миссионеры и лидеры сообществ притягивают к себе юношей и девушек с помощью денег и своих идей. В то же время многие молодые люди увлеклись религией. Такое происходит потому, что в муфтияте, в агентстве по религии не хватает людей, которые могут рассказать о разнице между традиционной религией и экстремистскими взглядами.
Кроме того, государство не регистрирует и не берет под контроль людей, которые получили религиозное образование в Египте, Турции, Пакистане. Никто не знает, каким было направление полученного ими образования, имеет ли оно связь с экстремистскими организациями. Честно говоря, каждого нужно брать на учет и следить, чем они занимаются. Потому что многие медресе в Пакистане связаны с экстремистскими организациями и готовят для них кадры. Хотя в медресе Кыргызстана преподают по программе муфтията, никто не контролирует то, что происходит в 2600 мечетях и в 100 молельных комнатах по стране. Хотя мы и говорим, что государство не должно вмешиваться в религию, в вопросах борьбы с экстремизмом и терроризмом государственные органы на каком-то уровне должны вести диалог с муфтиятом, богословами, имамами, подготовить программу против экстремизма, реализовать ее. Иначе ситуация в Кыргызстане будет еще опасней и могут произойти страшные события.