
Уран Рыскулов, член Антикоррупционного совета при правительстве: «Из «Мегакома» ежегодно выводятся в левые карманы 120 млн долларов»
В мае месяце кыргызское правительство снова выставит компанию «Мегаком» на продажу. За последние 5 лет ставит ее на продажу в третий раз. Почему не кончаются споры по компании «Мегаком», национализированной после 7 апреля 2010 года? Почему она дважды выставлялась на продажу и те аукционы загадочным образом не проходили? Мы побеседовали с членом Антикоррупционного совета при кыргызском правительстве Ураном Рыскуловым, исследовавшим скандал вокруг компании «Мегаком».
- Почему компания «Мегаком» до этого дважды оставалась непроданной, как отмечается выше?
- Потому что оба раза не было искреннего намерения продавать «Мегаком». Они бы выиграли, если б прошел аукцион, и они остались бы в выигрыше в случае его непрохождения. Два раза, ссылаясь на «аукцион», они вывели 16 млн 887 тысяч сомов через несостоявшийся аукцион. Они понимали, что даже если бы прошел аукцион, то он был бы незаконным. Та схема реализовалась нижеследующим путем. В 2011 году Фонд государственного имущества для оценки 49% «Альфа-Телекома» совместно с ТОО «Эрнс энд Янг» заплатили ОсОО компании «Алл-Стар» 9 млн 476 тысяч сомов, наняли. Под предлогом «парламент против» не провели аукциона, нет и следов денег. После этого появляется два вопроса к правоохранительным органам. Прошло немного времени, в 2013 году Фонд государственного имущества решил провести еще один «аукцион», почему-то снова были выбраны вышеуказанные две компании, им заплатили еще денег 7 млн 411 тысяч сомов. Итак, ссылаясь на аукционы, которые два раза не прошли, своровали в общей сложности 16 млн 887 тысяч сомов. Теперь эти два вопроса правоохранительным органам:
1. Почему два аудита выиграли две сомнительные компании?
2. Предыдущий аудит был проведен совсем недавно перед тем и активы «Мегакома» не изменились, тогда нужен ли был второй аудит?
За это преступление никто не ответил, не было и спрашивающего человека. Если никто не спрашивает о деньгах такой большой суммы, или если не возбуждается уголовное дело, тогда почему стало возможным снова и снова якобы проводить аукцион и воровать большие-большие суммы денег? Полностью уверен, пока пишется эта наша статья, наверняка вышеуказанные две компании вывели еще 16 млн 887 тысяч сомов. Самое интересное, проведенные ими расчеты в 2011 году и в 2013 году настолько похожи, что вполне могут оказаться копией друг друга.
- Не привлекут к ответу укравших такие огромные суммы денег?
- Вряд ли. Но в каждом коррупционном уголовном деле бывают приносимые в жертву «малые ягнята». Один из них – ни дня не работавший в телекоммуникационной сфере, губящий под корень свое будущее за зарплату в 15 тысяч долларов сегодняшний гендиректор «Мегакома» А. Базаркулов. Второго – подручного мальчика Максима Бакиева, ранее привлекавшегося к уголовной ответственности А. Кадыркулова, в 2015 году вопреки протестам общественности привели в Фонд государственного имущества. Это означает, что те прикрылись шкурой этого «малого ягненка». Не прошло месяца с его прихода, как этот жулик, растоптав все законы, ни дня не работавший в сотовой связи, выставил на аукцион никому не нужную компанию «Кыргыз Мобайл Компани» (КМК), которая в течение 3 лет существовала только на бумаге. Используя должностное положение, Кадыркулов вынудил компанию «Мегаком» участвовать в аукционе. Для изображения видимости законности аукциона вторым кандидатом добавили компанию «Алима К», работающую с железками, не имеющую никакого отношения к сотовой связи. Итак, «Мегаком» дал 210 млн сомов и признан победителем. Кроме того у «КМК» имеется долг 200 млн, под предлогом «90 млн для частот» из «Мегакома» в общей сложности вывели 500 млн сомов. Теперь возникает один интересный вопрос. Если компания «КМК» с создания не работала, то откуда у нее 200 млн долга и кому? Купленная за такую большую сумму компания «КМК» весь год не работает и простаивает. Она изначально не была нужна «Мегакому», это было просто коррупционной схемой для вывода Фондом государственного имущества 500 млн сомов из «Мегакома».
- Как тогда можно сделать, чтоб компания «Мегаком» работала на кыргызский народ? Или правильно перейти в частную собственность?
- Привели в Фонд государственного имущества таких воров, как Кадыркулов, их руками грабят государственное богатство, и когда в системе управления «Мегакома» работает коррупционная схема, в которую замешаны все ветви власти, тогда не имеет большого значения, продадут или не продадут «Мегаком». Остановимся на фактах, чтоб не быть голословными. Сегодня у «Мегакома» только название «государственная», но вся поступающая оттуда прибыль не принадлежит правительству. Адвокат А. Абекова, 4 года незаконно сидящего в СИЗО, дал пресс-конференцию и официально объявил, что из «Мегакома» ежегодно разворовывается по 120 млн долларов и выводится в зарубежные государства. Для подтверждения этой информации остановимся на двух фактах.
1. В марте 2011 года временный управляющий «Мегакома» А. Мурзалиев провел пресс-конференцию, сказал, что по итогам 3 месяцев он перекрыл канал вывода 30 млн долларов за пределы страны по коррупционным схемам. Это означает 120 млн долларов в год. Данная информация никогда не стала бы известной народу. В то время обострился конфликт между двумя компаниями, во главу «Мегакома» пришел Силич, из-за этого был освобожден от должности генеральный прокурор Байболов. По этой причине с целью формирования общественного мнения в народе были вынуждены назвать сумму денег, выводимую из страны за границу.
2. В 2013 году новое правление «Мегакома» объявило, что покупкой ценных бумаг внесло в бюджет Кыргызстана 11 млрд сомов. Все как один средства массовой информации расхваливали компанию «Мегаком» как лучшего оператора года и награждали «Почетными грамотами». В конце стало известно, что в казначейство Министерства финансов за ценные бумаги не поступило ни одного сома. Что это – пустили пыль в глаза народу, или ложный ход для получения звания «лучший менеджмент»? Если учтем действия по искусственному банкротству «Мегакома», то в это поверить очень сложно. Выяснилось, эта афера реализовалась по такой схеме. В 2011 году при прежнем гендиректоре А. Мурзалиеве были куплены ценные бумаги на 1,8 млрд сомов. Те деньги поступили с годичным сроком в Казначейство Министерства финансов и работали на реальный сектор. Спустя один год новое пришедшее правление взяло эти деньги, и снова купило ценные бумаги. В этот раз почему-то не с годичным сроком, а с одномесячным, и провели не напрямую через казначейство, а через частный банк. Поздней те деньги несколько раз изымались и снова вкладывались. В этой афере они не показывали ежемесячно изымаемые деньги, а показывали только вкладываемые. Таким образом, они изобрели 10,8 млрд сомов за 6 месяцев (1,8 млрд х 6 месяцев). Появляется вопрос: Если эти деньги не поступили в казначейство, то куда делись?
- Выше вы отметили представителя российской компании Силича. А вообще, почему «Мегаком» был разделен на 49% и 51%?
- К «Мегакому» никакая российская компания не имеет отношения. Здесь идет спор за богатство между кланами Акаева и Бакиева. Между ними втиснулись члены Временного правительства в надежде на устукан.
Компания «Мегаком» впервые открылась в 2003 году по инициативе Айдара Калиева и Айдара Акаева как «Пенвелл». После революции 24 марта, в 2006 году 49% «Пенвелл» перешли к «Форум Тех» (М. Бакиев). В 2008 году остальные 51% решением Верховного суда отошли к М. Бакиеву. Верховный суд, опираясь на соглашение между «Пенвелл» и М. Бакиевым, в рамках правового поля вынес юридически безупречное решение. Тем самым 04.06.2009 году создано ЗАО «Альфа-Телеком», 100% которого М. Бакиев переписал на А. Елисеева. После апрельской революции 2010 года на основании преступного решения члена Временного правительства Бекназарова было национализировано только 49% «Мегакома», а остальные 51% оставлены для «козлодрания». Это решение очень неправильное и в политическом, и в юридическом отношении, оно было преступным решением против интересов государства. Если М. Бакиев отобрал 100% доли «Пенвелла» у А. Акаева, то какое право было у Бекназарова делить их на 49% и 51%? Кому предназначались не национализированные 51% и кто сегодня владелец этой доли?
- Чем кончился тот скандал?
- Когда в Оше начались июньские столкновения, во власти царил хаос, а народы истреблялись, компания «Пенвелл» (А. Акаев) через своих представителей Р. Рыкунову и А. Базаркулова (сегодняшний гендиректор) якобы по новым открывшимся обстоятельствам обратилась в суд. Выиграли в двух инстанциях суда, вернули 51% доли Пенвеллу, успели назначить гендиректором Силича. Вот после этого конфликт вокруг «Мегакома» дошел до настоящего ожесточенного состояния. Со снятием генпрокурора Байболова Силич был вынужден бежать из Кыргызстана. А. Мурзалиев назначен временно исполняющим обязанности гендиректора «Мегакома». В то же время команда Мурзалиева пыталась вернуть 51% долю «Мегакома» государству, сумела выиграть в двух судебных инстанциях. Последнее заседание Верховного суда было намечено на 7 февраля 2012 года. 30 января 2012 года АКС поспешно возбудила фальшивое уголовное дело, арестовала Мурзалиева и Абекова. До заседания Верховного суда оставалось 7 дней, и с молниеносной скоростью посадили Мурзалиева и Абекова. Это разоблачает, интересы каких сил стоят за кулисами «Мегакома». В течение 4 лет Абекова по лживой клевете незаконно держат в СИЗО – это занавес на сцене «Мегакома». Дежурные судьи Белого дома, а именно, 4 судьи Первомайского райсуда отказались от рассмотрения дела Абекова. Все вышесказанное правдиво. Абеков стал пищей для собравшихся вокруг «Мегакома» стервятников. За занавесом акулы коррупции воруют ежегодно 120 млн долларов и отправляют в оффшорные зоны. Они, наверное, пишут следующий сценарий сериала под названием «Мегаком». Следовательно, в мае месяце мы вполне можем увидеть еще более интересное продолжение этого сериала.