
Каково политическое положение в Кыргызстане? Есть ли опасность роспуска парламента? Почему происходят митинги? (часть II)
- Каково политическое положение в Кыргызстане?
- Есть ли опасность роспуска парламента?
- Почему происходят митинги?
Жылдыз Жолдошева:
- Оказалось, я сижу между двумя мужчинами, расхваливающими власть. Я должна сказать правду, быть ударом колокола. После апрельских и июньских событий 2010 года мы, многие политики под водительством Отунбаевой, Атамбаева, действовали по сохранению государственности. Президент Атамбаев на сегодняшний день сохраняет стабильность, я оцениваю это. Но это труд не одного президента, а всего народа, благодаря терпению народа сохраняется стабильность. Власти во главе с президентом давали клятву сохранить государственность, народ был благодарен этому, живет в надежде. После апрельских и июньских событий условия жизни народа были нормальными. Сегодняшнее политико-экономическое положение тяжелое. Сохранение стабильности, независимости это прямая обязанность Алмазбека Шаршеновича. Президент собрал лидеров 14 партий, участвовавших в выборах, политических аналитиков, экспертов, сказал, что этот вопрос необходимо глубоко проанализировать. Мы, политики, тоже должны чувствовать ответственность. Я опасалась после апрельских и июньских событий как бы мы не ступили в круговорот мщения. Этого опасалась в свое время и Россия. К сожалению, мы ступили в этот круговорот. Я делала обращения «лишь бы не было такого явления», но в свое время никто не обратил внимания. Вешаются неправильные незаконные обвинения, и рушится карьера молодых политиков. Не только ломается авторучка молодых политиков, сильных журналистов, но ломается также внутренняя сила духовного мира. На акимов, айыл окмоту возбуждаются незаконные дела. Говорят «боремся с коррупцией», но и она идет избирательно. Это понял сам президент, прекратил.
Я участвовала как общественный защитник в судебных процессах многих молодых политиков, видела много вещей. Если идет настоящая борьба с коррупцией, то президенту надо бы запустить основной рычаг в своих руках, тогда я была бы безмерно благодарна как политик. В настоящий момент взяточничество силовых органов нашей страны дошло до предела. Вот их надо обуздать. Надо повысить зарплаты силовых органов, или если смогли в схватке с коррупцией вернуть государству сумму нанесенного ущерба, то за счет этой суммы надо выплачивать этим сотрудникам премии. А если не приструнить силовые органы, то мы не можем говорить, что боремся с коррупцией. В особенности судей, начиная с председателя Верховного суда, сотрудников всех силовых органов должны подчинить закону. Сейчас идут торги даже там, где есть смерть.
- Надо открыто сказать, мы идем впереди соседних стран. Сегодня они переживают пройденный нами путь, Конституция работает в интересах одного человека. Наш корабль плывет впереди.
Жылдызбек Турганов:
- Участвуя в революциях 2005, 2010 года, поздней я прямо обращался к Накену Касиеву с инициативой: надо поменять местами северные и южные кадры, сделать работы по обмену опытом. Первым мы перевели акима Сузака в Сокулук, после этого работа была запущена. Это дало хорошие результаты, и народ был доволен. Тогда я удивился, что есть сотрудники, не видавшие южной земли.
Жылдыз Жолдошева:
- Хотела бы сказать спасибо народу. Народ только и терпит, но и у терпения бывает предел. Существует большой разрыв между народом и властью. В принципе я категорически против перекрытия дороги, не хочу, чтоб такое допускалось. Но власти так проводят свою власть, однако власть с народом должны быть близки. Скажу открыто, сейчас Темир Сариев летает без крыльев, как бы в один из дней больно не ударился о землю. В бытность депутатом я говорила, и сейчас говорю: когда он ездит в какой-то район, сложно проехать по дороге из-за сопровождающего его окружения. Даже президент не ездит с таким количеством сопровождающих приближенных. Не знаю, то ли боится народа, но в принципе глава правительства должен ходить в гуще народа, перемешавшись с ним, а не ходить для перерезания красной ленточки и убегать сломя голову.
- Еще одним стержнем политики считается парламент. На сегодняшний день прошло несколько месяцев с прихода новоизбранного парламента, но результативной работы не началось, даже не закончилось принесение присяги. Какого вы мнения о мандатных спорах в парламенте?
Бакыт Бакетаев:
- Мне нравится этот парламент. У нас в оппозиции много люциферов. Жылдыз Айтибаевна может бесстрашно озвучивать свои мысли, потому что у нее за спиной нет ничего такого всплывающего, чего можно бояться. Парламент должен быть методологией аналитики. Сидят созданные фракции, есть официальная оппозиция, они высказывают оппозиционные мысли. Поскольку только что пришли и сейчас не сделали больших работ, но парламент работает в законном виде. Кроме того, у нас есть называемое системной оппозицией. Народ знает - и к гадалке не ходи - кто стоит за спиной каждого. Народ не верит оппозиции. Институт оппозиции портят бывшие чиновники. Сегодня среди оппозиционеров – одна Жылдыз Айтибаевна. Народ в реальности ненавидит оппозицию. Поскольку нынешний парламент новый, на самом деле сейчас рано давать однозначную оценку.
Жылдыз Жолдошева:
- Почему народ ненавидит и не верит оппозиции? Потому что ходившие в оппозиции в 2005-2010 годы пришли к власти. Кое-что из обещанного реализовано, но народ не стал счастливей. Поэтому народ не верит оппозиции.
Бакыт Бакетаев:
- Приведу один пример. Вчера сел в одно такси, водитель говорит: во время переворота в 2005 году я был в Москве, сильно радовался, что сейчас наступит хорошая жизнь для народа, во время голосования возил бесплатно народ, очень старался. Приехал сюда – нет никого счастливого. В 2010 году повторилось то же самое, я искренне надеялся. Но снова вернулся, а здесь не произошло изменений. Сейчас я никому, ничему, даже перевороту не верю.
Жылдызбек Турганов:
- Парламент только что пришел, сейчас рано давать оценку. Хорошо, что молодежь пришла в парламент, но есть и вторая сторона. Во всех парламентах средний возраст 50 лет. Ведь парламент издает законы, а для выпуска законов должны пойти опытные люди. Меня радует приход в сегодняшний парламент молодежи. Есть пропорция, исследованная в мире: 30% парламента должна составлять молодежь, 30% люди среднего возраста, 30% старшего поколения. В нынешнем нашем парламенте выпускают законы такие опытные депутаты, как М. Абдылдаев, О. Текебаева, А. Алтыбаева, Н. Никитенко, Г. Скрипкина. В то же время надо воспитывать и молодых депутатов. Им нелегко, профессиональный уровень парламента зависит от них. А если обратимся к мандатному вопросу, где один приходит, другой уходит – это незакономерное явление. В Конституции написано: «В законе нет привязки к императивному мандату, не допускается отзыв мандата». Пришел новый парламент, до формирования фракций работает прежний парламент. Все написанные объяснительные незаконны. Один пишет о парламентской фракции, другой называет партийной фракцией, каждый писал на своем уровне. Суду следовало бы учесть это и вынести однозначное решение. Некоторые депутаты кроме сбора голосов с одного округа еще собрали голоса с других районов, это тоже надо учесть. Ну а если сказать о правительстве, Бельгия 9 месяцев работает без премьер-министра. Ничего не остановилось. Как раньше работали, и сейчас в том же темпе идет работа. А у нас как будто работа остановится без премьер-министра, обсуждается. Это признак отсутствия у нас системы. Где есть система, там работают и без правительства.