×
 

20.01.2016 // 11:48
Обратите внимание на дату публикации.

Расточительство, экономия и развитие» (часть III)

Б. Абдуллаев:

- Среди нас сидят и предприниматели. Выше мы сказали, что подвергаемся экономическому кризису. Говорят же, что экономический кризис для ваших фирм это шанс для некоторого обновления. А как у вас обстоит?

Н. Акимов:

- Каждый по-своему понимает значение расточительства. Большинство озвучиваемых здесь слов относятся к кыргызам. Говорится, что той это смысл кыргызских обычаев и традиций. С хорошими намерениями устраивает той ребенку, свадебный той сыну. Но измельчание кыргызов заключается преимущественно в неправильном показе и донесении по телевидению журналистами. Народ неправильно воспринимает это. Ведь и Асылбек байке походя сказал о больших людях. Зачем равняются на них? То же самое, как утка подражала гусю и сломала лапу. Ту сторону надо знать. Много проводят тоев, говоря, зачем проводят тои, надо их отличать. Кризис это поиск новых возможностей. Неправильно думать, что раз пришел кризис, то жизнь кончилась. Наша компания раньше работала в строительной отрасли, а сейчас стараемся вести работу и в других отраслях. Это те же поиски: вести работу в России, сотрудничать с соседними странами, как продать нашу вещь за пределами страны. В развитых странах хорошо понимают расточительство, поэтому заметно, как в результате этого сознание достигает успехов. В Японии экономно используют воду. Даже если они по желанию будут спускать воду 24 часа в сутки, у них хватит денег. Как, какими трудами для производства 1 кг риса уходит 2 тонны воды? Можем понять, что в  развитых странах отказались от такого, развиваются. Мы тоже проводили тои. Традиции кыргызского народа надо направлять на правильную дорогу. Думаю, не надо порочить это, говоря «тот устроил той». Недавно прошел большой той в Озгоне. Конные игры, козлодрание показывают особенность кыргызского народа. Как наш ажыке верно назвал историческими событиями, на этих тоях ты увидишь друга, родственника, которого не видел месяцами, побеседуешь. Могу сказать, что и на тоях можно хорошо познакомиться с кем-то и открыть хорошие дороги к успехам. Поссорившиеся сядут пить чай за одним дасторконом и снова помирятся. С таким настроем надо смотреть. Говоря открыто, думаю, надо выправлять нравы.

М. Мырзабеков:

- Например, можно проводить той в ресторане, когда женишься? Нельзя ли поставить ограничения на основах шариата?

Чубак ажы:

- От тоев нет никакого вреда. Давным-давно были той-айылы. Все джигиты рубили дрова, все село было дружным. Сейчас уже нет такого. Семьи не общаются, не участвуют. Когда-то половина села пекла хлеб, приносила. Говорили «эти режут морковь». Все село распределялось, по 10 дней село стояло на ногах. Варщики мяса были самостоятельной церемонией. Я соскучился по тому. Как признак достатка государство не подвергалось расточительству, были тои, на тоях было согласие, решался вот такой вопрос. Сейчас потеряло значение. Есть хадис пророка (С.А.В.) «Спросили, какой той хороший? Ответили: тот, куда пригласили бедняков». Сейчас у нас приглашаются только богачи, появился такой вопрос. Еще один вопрос, мы все еще забываем такое как «что скажет народ?» Большинство семей мучает ложная гордость «что скажет сосед?»

Н. Акимов:

- Каждый должен устраивать той в зависимости от своего уровня. Никто не расстроится из-за этого. Все происходит из-за неправильной информации наших журналистов. Если хороший человек хочет провести той, пускай проводит. Человек должен дать знать, где он сам находится. Родиться бедняком не вина. Средне живущий человек должен устроить средний той. Если большой человек, то должен быть как большой. Мы сами будучи маленькими, должны избавиться от ложной гордости.

А. Жоодонбеков:

- Вопрос в этом. Вы заметили 1990-ые годы? Только сейчас появились сдвиги у молодежи. Посмотришь на некоторую молодежь – используют жаргон тюремных зеков. Ведь в течение 25 лет дошло до такого уровня. Соперничество на тоях это уровень общественного сознания. Поэтому надо повернуться в одну сторону. Это делается не словами. Соперничество надо направить в правильное русло. Надо соревноваться в образовании, науке.

Чубак ажы:

- Сказал бы, что при строительстве идеального общества, по вашему выражению, нам надо дать определенное направление. Ходят же пустяковые слова как «не смогла одеть такое платье на той, преподнесли только три блюда, а не четыре, не купили машину». Например, я прожил 10 лет в Саудовской Аравии. На свадебные тои выходят только на одной машине. Кто же он? Жених на своей машине. Джип, так Джип, Жигули, так Жигули. Парни едут на своих машинах. Только два города связывают. У кыргызов и дочь, и сын работают в России. Дочь ухаживает за русской старухой. Сыновья работают на тяжелых работах. В общем, когда приезжают, то выезжают кортежем на той. Оплачивают это 15 друзей. Как расплатятся за это? А те отправляли деньги родителям. При женитьбе обязательно слышат проклятия. После окончания получают проклятия. У узбекских сородичей есть машина Тико. Кружат по улицам только на машине Тико. Покружат, возвращаются домой, за счет мяса только одного барана готовят всю еду. Наши кыргызы ездят на 15 машинах. Вечером придешь к ним домой – дома сахар или есть, или нет. В жизни не носил другую сорочку. Садится в машину с суровой важностью. В жизни не сидел в такой машине. У нас устоялось сознание построить себе 2-3 этажный дом. Строим дом и сразу рядом времянку. У нас кыргызов нет душа, туалета. Летом легко садимся в угол, моемся. Зимой в ведре греем воду, отводим в конюшне лошадь в сторону и моемся. В одной комнате прицепим, будет душ. Туалет вдали от дома, в темноте не пройдешь. Надо исправлять сознание.

А. Жоодонбеков:

- В Японии ученые провели эксперимент «разбитое окно». В одном доме разбили окно. Это разбитое окно порождает что-то. Просто так забросили. Проходящие туда-сюда бросают туда. Бросают чем-то, разбивают и уходят. Нурлан мырза в Японии видел эти вещи. Сознание в соответствии с этим быстро изменилось. У нас происходит очень быстро то, что показывает пример. Появится ли ученый «образец», на которого можно равняться? Не получается хорошо равняться. Людям, на которых мы равняемся, надо бы четко соблюдать правила. А у нас ведь так. Это эффект от того разбитого окна. В чистую вещь мы не бросаем мусором, отходами. Грязные вещи все будут грязными.

Б. Абдылдаев:

- Эти проблемы исходят на основе соперничества. Возбуждает и рекламная индустрия, словно подливая масла в огонь. Например, выходит реклама, говорят «вы заслуживаете этого». Реклама преимущественно обращена к женщинам. Потом женщины начинают выпрашивать. Одна получит, другая думает «чем я хуже нее». Имеют ограниченные доходы, но приходится идти на другие пути. Если работает на государственной службе, то зарплаты не хватает. И что потом делает? Идет к коррупции различными путями.

У. Болушев:

- Все надо начинать с семьи. Ячейка всех вещей – семья. Для изменения государства должно начаться изменение семьи. Общество не изменится, пока не изменит самого себя. Каждый человек должен начать с себя. Перемены будут, когда семья, сосед, родственники начнут с себя. Общество нуждается в информации. Должно быть больше информации, способной изменить сознание.

Б. Абдылдаев:

- В этой информации нуждается наш народ, общество. Надо показывать и отзывчивые благотворительные работы. Как сказано в Коране, некоторые хорошие благотворительные дела не должны говориться. Надо показать миру с целью воспитания. У айсберга есть видимая и невидимая часть. 20% видно, а 80% не видно. Надо показывать общество, чтоб научить. В настоящий момент увеличиваются благотворительные работы. Например, работающие в строительной отрасли строят общежития. Каждый предприниматель должен делать хорошее для своей отрасли. Все эти вещи начинаются со школы. Если уже сейчас научим детей, то заложим фундамент. Малые дети будут фундаментом больших зданий. Им нужно уделить внимание, потому что наше будущее в молодежи. Еще следует сказать об одном, надо удовольствоваться имеющимся, удовлетворяться посильными вещами. Основная цель предпринимателя – удостоиться милости Алла-Таала. Если известно место, куда направляется корабль, ему не поможет никакой ветер. Так и здесь, надо поставить цель и работать, глядя на цель. У каждой работы должна быть стратегия, план. Предприниматели должны работать, глядя на экономическую ситуацию. Если приступит к работе, хорошо не исследуя, то попадет в кризис или банкротство.

Чубак ажы:

- Человек готовится, потом проводит той. Не умирает, подготовившись к смерти. Придет смерть, умрет. Поэтому мы усиленно говорим о вопросе смерти. Актуальный вопрос у нас: если после смерти человека остаются не достигшие 15 лет дети, и если принести в жертву скот, принадлежащий покойнику, выпустив кровь, зарезать, тогда есть еду из того мяса это грех, грязная еда. А если оставшиеся после покойника дети все министры и ушли, не опекая его, тогда съеденная при этом еда тоже грязная. Получается, будто съел чье-то мясо. У нас на юге есть такое, как бейшембилик, сороковина. По шариату все это бидаат. Что мы называем бидаатом? Ниоткуда пришедшее, все новое, чего не было (при пророке Мухаммеде). Я исследовал, у нас в послевоенные годы и в эпоху Сталина погребение покойного улучшалось с улучшением условий жизни. Потом пригласили кого-то читать Коран, пошли мы. Пошли, говорят: день рождения. Спрашиваем: чей? Говорят: день рождения умершего отца. Пригласили на день рождения умершего отца! Не день рождения живого. Из-за недостатка информации у людей так происходит. Не подходит все ушедшее с покойником. Есть только одна вещь – поминальный аш-обед. Например, если почитаем Манас, есть аш Кокотая. Когда устраивается аш через 5 или 10 лет после смерти, когда дети уже встают на ноги, вырастают сироты, и если пригласят на аш наподобие тоя знакомых, полагая «отец умер, но пусть не умирают видевшие отца», это другое дело, можно устраивать козлодрание. Но говорить «после смерти человека на 4-ый день делать то, на 40-ой день это, на первой годовщине вот так» - это неправильно. Годовщина взята из христианской религии. Не соответствует мусульманству. Ни один источник не повторяется. Все равно что «голодных много, авторитета много». Оказывается, нужна государственная поддержка. Реализованной в Таджикистане вещи у нас нет. У нас на каком-то уровне исчезла элита. Получилась искусственная интеллигенция. Это начинают наши «сливки» народа. Говорили в некоторых селах «пусть не распивают водку». Приехал один большой человек и напоил. Говорили «не надо резать корову, не надо раздавать мясо», я думаю, все еще есть вопрос неинформированности. Сейчас я про себя раздумываю. Оказывается, до каждого человека надо доводить о расточительстве. Ведь это создает возможность каждому человеку в любой момент взять желательную книгу и подумать.

Б. Абдуллаев:

- Есть ли связь между развитием и расточительством?

Б. Абдылдаев:

- Достаточно посмотреть на больших людей в развитых странах. В Дании глава парламента ездит на работу, с работы на велосипеде. Их ВВП на душу населения гораздо больше нашего, и в социальном отношении развиты. В то же время руководители такие простые, вежливые. Оказывается, там не показывают криминальных фильмов наподобие убийства человека.

А. Жоодобеков:

- Я тоже вернулся, пожив в Америке 6 месяцев. Там обращают внимание на две вещи. На работе говори о работе, на работе о политике не говори. Второе – не приставай к девушкам. Потом посмотрите на премьер-министра Британии Кэмерона, он ездит на работу, с работы в метро. Министр финансов Германии ездит на работу и с работы на велосипеде. Это руководящие представители развитых стран. В то же время не ездят на автомашинах, «пьющих» по 30-40 л бензина, не транжирят, а являются образцом простого поведения. Например, для достижения их уровня разве обязательно надо  сделать какие-то вещи и прожить? Можно ведь повысить свое самосознание, умом постичь их опыт, получать уроки из ошибок других.

Н. Акимов:

- Мы все знаем Стива Джобса. Этот человек наверняка так и прожил жизнь в джинсах и футболке. Что сделал со своим богатством? Не унес ведь с собой. Если б дать правильную информацию людям, достигшим богатства, правильно использовать его, и по вашему выражению применить на правильном пути, то у полученных денег появился бы смысл, и был бы внесен вклад в будущее.

Б. Абдуллаев:

- Имам Азам, оказывается, говорил «В расточительстве нет добра, а в добре нет расточительства». Надеюсь, наше обсуждение было полезным. Спасибо всем!

Источник: газета «Искра плюс» №65 от 19.01.2016/стр.10-13

Комментарии: