×
 

14.01.2016 // 11:34
Обратите внимание на дату публикации.

Экономический кризис в общественном сознании (часть II)

К. Абдымен: - Понятно. Что нам теперь делать? Кыргызстан и страны СНГ подверглись столь большому испытанию. Говоря обобщенно, в каком сейчас положении мировая экономика?

Э. Уметалиев: - Касательно мировой экономики, в Токио я как-то встретился с кыргызскими джигитами, работающими в корпорации, строящей большие мосты в мире. Там хорошенько обучили их, полагая, что смогут убедить русскоязычных, а потом одного избрали вице-президентом. Затем он вышел из офиса с большим фонариком, сказал: «Эмиль байке, пойдемте, поищем кризис». Идя по дороге, он освещал каждую щель и изрядно высмеял меня «давайте поищем». Я сказал: «Понимаю, другим расскажи, я это знаю и без тебя». В мире нет кризиса. Называемое кризисом – всего лишь простое волнение. Без волны никогда не будет экономики. Как бывает день и ночь, так и у нее бывают колебания. Там нет кризиса. Если на то пошло, цены снизились, и многие экономики снова возрождаются. Есть много факторов.

Например, арабские страны под началом Саудовской Аравии сказали «мы не прекратим выпуск нефти». Цены на нефть и газ не поднимутся. Это раз. Во-вторых, открывается дорога и Ирану для продажи нефти. Еще два фактора идут из Америки. Свой запас, о котором говорили «не будем продавать другим» выведут на экспорт, это третий фактор. Четвертый фактор – в информациях называют сланцевый газ плохим. Недавно завершилась встреча по климатическим изменениям ООН. Они приняли решение до 2050 года сделать свои экономики полностью независимыми от газа. С учетом этих факторов представляется, что нефтяные цены не поднимутся. Сегодня есть и радикально выступающие, мол, цена нефти упадет до 20 долларов США. Правительство России само начало признавать это, они открыто начали озвучивать «даже в ближайшие 10 лет мы не сможем выбраться из этого кризиса». Что последует за этим? Все продающие нефть экономики уступят свои места в мировой конкуренции. Если кто-то успеет и обратит внимания на новые технологии, тот вырвется вперед.

У нас есть и плохая, и хорошая новость. Плохая - наши граждане, вылетающие из страны, теперь начнут дополнительно платить по 15 долларов. Раньше было 10 долларов, о чем это говорит? Словно этого мало, на основе вышеуказанных многочисленных факторов с вступлением в Таможенный союз у нас упала торговля, сократились доходы самолетов. Из-за этого уменьшились доходы и аэропорта, а правительство теперь начало вешать (убытки) на шею граждан. Это первый сигнал. Оказывается, в общей сложности продается примерно 2 млн билетов. Не знаю, сколько остается за вычетом иностранцев. Все показанные Умбриэлем цифры начнут вешать на нашу шею. С той стороны, с этой стороны просят налоги. На чей путь мы ступили, куда он приведет нас?

Скажем о хорошем, наш президент побывал в Кувейте и Катаре, похоже, были хорошие переговоры. Как они претворятся в жизни? Пока точно неизвестно, но есть надежда на поступление оттуда инвестиций. Вторая хорошая новость – железная дорога с Китаем. Смогут ли подписать ее или не смогут? В течение 20 лет не хватает политической воли. Другие страны интересуются, в первую очередь Россия. Подписание (соглашения) стало бы большим прыжком. Даст больше перспектив. Это из хороших новостей.

Есть также новость из разряда возможностей. Исламские страны сказали о создании военной коалиции, вчера сказали об объединении 34 исламских стран. Затем я обратил внимание на одну вещь, они сказали «против террористов, смертоносных организаций и коррупции». Исламские страны и мир тоже стали понимать, что приходят политические центры. Мне представляется интересным вхождение туда и Кыргызстана, будь то с решающим голосом, или же как участника. Сюда не вошла Россия, не вошел Иран, и не вошло много стран с чересчур большим количеством конфликтов.

Если хотите получить дополнительную информацию, то посмотрите в Youtube фильм «Чайка», этот документ открывает глаза на многое, на такие вопросы как «какая сфера, какое право, какое будущее?». Его обязательно надо посмотреть.

Еще одна важная вещь – политика открытого неба. В бытность Темира Сариева министром, он много выступал перед народом «безусловно поддержу». Сейчас этого не допускают люди, преследующие интересы авиакомпаний, обладающих политической силой. Говорят, мол, «мы поддержали», а механизмы оставили прежние. Мы находимся в середине континента. Если бы мы поступили мудро, то объявили бы политику открытого неба, открыли новые торговые возможности. Этот опыт давно существует в мире. Если самолеты будут летать без зависимости от бюрократии, то нам было бы хорошо дать разрешение привозить к нам пассажиров, а затем вывозить в другие стороны. Это не имеет никакого отношения к безопасности, проверяющие органы продолжат проверять. Они бы освободились от различных барьеров наподобие получения долгосрочных разрешений от государственных органов. Мне хотелось бы сказать: чем руководству аэропорта лоббировать введение 15-долларового платежа перед правительством и парламентом, лучше бы лоббировали политику открытого неба.

Кроме того, предлагаемый Китаем многомиллиардный новый Шелковый путь – это крайне необходимая вещь. Если общественность поддержит, то у нас реализуется чрезвычайно большой проект, предоставляющий нам новые альтернативы. Вся суть в этом – останемся ли мы в стороне на обочине, или будем в середине? Например, по железной дороге мы оказались  оттеснены в сторону. Сейчас Хоргос отошел к Казахстану. Мы вступили в Таможенный союз, сейчас поступавшие из Дордоя товары проходят, продаются, но ведь не от нас.

К. Абдымен: - Если будет построена железная дорога, приближающая Китай с усиливающейся с каждым днем экономикой, то мы ощутим влияние Китая. Какие еще кроме этого есть возможности? Дело в том, что сам Китай объявлял, что Шелковый путь пройдет через Кыргызстан.

С. Тургунбаев: - А Россия даст разрешение на строительство железной дороги?

К. Абдымен: - По моему мнению, проводимая Россией политика – от безысходности. Если мероприятия Китая начнут представляться опасными для России, то она начнет навязывать свои требования на основе подписанных соглашений. Мы потеряем многое. Появление нового течения С5+1 (встреча министров иностранных дел 5 центральноазиатских государств + 1 министра иностранных дел США) – произошло без согласия России. Когда министр иностранных дел Кыргызстана поехал в Самарканд, он не советовался с министром иностранных дел России С. Лавровым. Здесь может быть другой вопрос. Какой позиции будут придерживаться 5 представителей центральноазиатских стран, кроме Кыргызстана? Усиливаются противоречия. У нас еще не уточнена граница с Таджикистаном, еще больше с Узбекистаном. И как нам поступать здесь? Здесь же обязательно почувствуется влияние России.

Э. Уметалиев: - Наш большой недостаток – из-за отсутствия национального государственного опыта наше колониальное сознание, привычки еще сильны. Наш большой национальный недостаток в отсутствии крайне необходимой вещи – согласия. Нам не следует сидеть и пугаться до переговоров, а надо подумать: «Что мы должны делать? Как мы сможем защититься? Как взрастим свою торговую прагматику?» Допустим, сегодняшняя попытка – начальная попытка. Пока не научимся, мы не сможем избавиться. Недавно на сайте  www.pravda.ru опубликовано интервью А. Собянина, показывающее очень точно самые тяжелые опасности. В нем, во-первых, приводятся невероятно грязные, грубые, шантажирующие слова, посвященные Сариеву, и второе – посвященные Атамбаеву. Я еще никогда не читал такой грубости. Третье, говорит: «В Оше готовы все инфраструктуры, мы должны пойти туда и завладеть этим местом. Мы в том месте должны дислоцировать базу, как в Сирии». Вторая информация, говорит: «В целом нижний слой кыргызов пророссийский, не бойтесь. Средний слой привык жить самостоятельно и независимо. Они могут выступить против. Ну а их политическая элита в наших руках», - говорит он. Раз они так бесстыдно пишут, то давайте и мы обсудим. Давайте мы обсудим, поймем, и потом не надо заискивать им в глаза, а следует принять это в расчет. Мы маленький народ, но у нас должен быть свой план.

Обманутый пропагандой народ не понимает о железной дороге. Выступающая против нее сила находится в нашем же городе, пачками раздает материалы на русском, кыргызском языке, обманывает народ. Разворачивает в другую сторону. Еще, оказывается, все боятся Китая. Сегодня не те времена, чтобы бояться Китая, могут прийти другие времена. Пришли с составленными инвестиционными планами на миллиарды денег во главе с Америкой, Англией. Весь мир сотрудничает и получает выгоду. Почему мы их боимся? Если нам сказали «бойся», мы так и будем лежать в страхе? В Китае каждые 12 лет сменяется власть. Да, нет монополии, нет демократии. Но у них по всему миру имеется около 100 свободных экономических зон, самых конкурентоспособных и либеральных. Лидер Китая в Нью-Йорке говорит: «Демократия и права человека – ценности всего человечества». Это говорит лидер Китая. Ладно, у каждого свой жизненный путь, пусть говорит об этом коммунистам. Скажу, что я из надежных источников прочитал военную доктрину Китая. Поскольку я не специалист в этом отношении, не могу точно сказать, но если проверять, так давайте проверим их оборонительную доктрину. Они написали простым языком, чтоб понял каждый рядовой коммунист: «1. Не соперничать с США (что говорят русские, и что говорят они!). 2. Без союзов с Россией. 3. Не мстить Японии». Вот и все.

Источник: газета «Искра плюс» №1 от 13.01.2016/стр. 9, 12-13

Комментарии: