
Артур Медетбеков, лидер партии НДПК: "Исламское государство направило 70 млн долларов на дестабилизацию обстановки в Средней Азии"
Мы побеседовали с генералом ГКНБ Артуром Медетбековым о беглецах, которые сбежали из тюрьмы 11 октября и были уничтожены через некоторое время.
- Артур мырза, одни говорят, что застреленные правоохранительными органами люди имели связи с террористами, другие считают, что власть специально разыграла такой сценарий, чтобы припугнуть народ. Как вы оцениваете произошедшее как специалист?
- Мы являемся свидетелями того, как большие страны по всему миру не могут непрерывно вести борьбу с терроризмом и экстремизмом международного уровня. В Кыргызстане терроризм начал проявляться в 1997 году. Огорчает то, что в последнее время в Кыргызстане становится больше людей, подверженных террористической идее, которые прикрываются исламом. В данное время более 400 граждан Кыргызстана отправились в Сирию, некоторые погибли, другие сражаются. Огорчает то, что поддержавшие их люди до сих пор живут в Кыргызстане. Поэтому появляется угроза для безопасности нашей страны. Несмотря на это, некоторые политики решили пополнить политические очки за счет застреленных террористов, начали отстаивать их права, пытаются создать определенное общественное мнение. Если мы будем говорить, что у нас нет террористических и экстремистских организаций, то почему беглецы убили сотрудников Государственной службы исполнения наказаний? Если в Кыргызстане нет террористических и экстремистских организаций, то почему более 400 граждан сейчас воюют в Сирии и Ираке? Все это должно заставить нас задуматься.
- Тем не менее среди народа поговаривают, что их незаслуженно обвинили в терроризме, несправедливо убили.
- В некоторых странах борьба с терроризмом велась в неправильном направлении, были случаи, когда людей без доказательств сажали за связи с террористическими организациями. Но мне хочется верить, что подобное не повторилось в нашем случае. Потому что правоохранительные органы проделали хорошую работу во время операции по поимке террористов. Приложили все усилия, чтобы сохранить спокойствие народа. Но были и недостатки. Речь идет о смерти двух граждан. Кроме того, нарушались права граждан, потому что их дома в новостройках обыскивались без санкций.
- Почему так называемых террористов не пытались задержать живыми? Большинство задержанных позднее умерли. Говорят: "Если бы их поймали живыми, то много правды бы раскрылось..."
- Если бы их задержали, то правда действительно бы раскрылась. Правоохранительные органы старались задержать их живыми. К примеру, Эмиль Абдрахманов жив, хоть и был ранен. Но были случаи, когда задержанные живыми позднее умирали. Решение о том, чтобы брать живым или применять оружие применяется в зависимости от обстоятельств. Потому что те тоже вооружены. Террористы создали угрозу не только для правоохранительных органов, но и для жителей города. Их были вынуждены застрелить. Потому что те способны не только стрелять в людей, но и устроить подрыв. Вы наверное знаете, что при себе некоторые террористы имели не только оружие, но и взрывчатые вещества. С этой точки зрения велась серьезная борьба со сбежавшими террористами. У правоохранительных органов не было гарантий, что террористы не нападут на местных жителей. Когда я работал в "Альфе", мы ввели термин: "Будь готов к неожиданностям". Потому что преступник может неожиданно бросить гранату или выстрелить. Тогда сотрудник правоохранительных органов может быть ранен или умереть. Из-за подобной неожиданности при перестрелке с Алтынбеком Итибаевым погиб сотрудник милиции. Короче говоря, во всей этой истории с поимкой террористов умерли около 10 человек.
- Старший брат Алтынбека Итибаева Медер заявляет: "Правоохранительные органы Бишкека не пустили меня к братишке. Тогда бы не было перестрелки, не пострадали бы столько человек. Я бы сам вывел его". Что вы думаете об этом?
- Во-первых, я не был на месте событий. Брат Алтынбека Итибаева и гражданское общество говорят различные вещи. Честно говоря, во время специальных операций не принято отправлять родственников, чтобы они помогали при поимке. Правоохранительные органы не знали, что Алтынбек Итибаев живет на третьем этаже в районе "Достук". Во время обхода Алтынбек Итибаев неожиданно открыл огонь. Когда преступник стреляет, правоохранительные органы обязаны стрелять в ответ. На место проведения специальной операции никого не пускают, даже родственников. Не пускают правозащитников. Несмотря на это, говорят всякое, пытаются сформировать общественное мнение. С 12 по 22 октября соответствующие люди должны были сказать: "Остановитесь, подчинитесь, сдавайтесь". К сожалению, никто так не сказал. Даже представители муфтията не удосужились сказать: "Прекращайте это". Другими словами, борьбу с террористами взвалили на плечи сотрудников правоохранительных органов. Отныне, если мы хотим, чтобы не было террористов и экстремистов, то каждый гражданин должен приложить усилия. Иначе нам не удастся победить терроризм и экстремизм.
- Сначала показали фотографию террористов с бородой. Позднее выяснилось, что у них не было бороды. Не было ли фотомонтажа со стороны правоохранительных органов?
- Я не хочу защищать террористов. А правоохранительные органы не опустятся до такого, они не будут пририсовывать бороду. По-моему, сбежавшие из тюрьмы побрились, пытались изменить внешность.
- Почему задержанные террористы не были в порядке? Их пытали правоохранительные органы или убили в наказание?
- Честно говоря, правоохранительные органы могли применить силу при их задержании. Во-вторых, по возвращению в тюрьму их могли наказать "положенцы". Это я к тому, что "положенцы" будут отвечать перед начальством тюрьмы, если не будут знать о побеге. Поэтому, если беглецов задерживают, то "положенцы" сами их наказывают. Подобные истории нельзя оставлять без внимания, нужно провести объективное расследование, возбудив уголовное дело по факту смерти террористов. Нужно выяснить - было ли давление со стороны власти или их наказали "положенцы". Затем нужно привлечь виновных к ответственности. В противном случае такие истории будут продолжаться. Если мы не примем в отношении них меры, то поставим под сомнение безопасность страны, подготовим почву для дальнейших скандалов. Это я к тому, что по поручению главы ИГИЛ Халифа Ибрагима было выделено 70 млн долларов на дестабилизацию обстановки в Средней Азии, представители уже избраны. На эти деньги можно купить оружие, вербовать людей, создать необходимые условия.