
Артур Медетбеков, лидер партии НДПК, генерал: "Если и на этот раз позволим себя подкупить, если испугаемся давления власти, то наша жизнь будет в тумане"
Мы побеседовали с генералом Артуром Медетбековым о том, что в партии вошли криминалы, что на протяжении 24 лет власть тайно пользовалась их услугами.
- Артур мырза, могут ли и на этот раз воспользоваться услугами криминала партии, которые намерены победить на выборах?
- Конечно воспользуются. И на этот раз не откажутся возможностью воспользоваться услугами криминала те, кто на протяжении 24 лет с их помощью добивался успеха? К примеру, их услугами пользовались Акаев, Бакиев, даже Временное правительство, проработавшее один год. Даже сейчас наблюдается подобная картина. Они не агитируют за какую-то партию, а оказывают скрытое давление. Сведения Министерства иностранных дел подтверждают, что криминал действительно хочет вмешаться в политику. Это я к тому, что по сведениям МВД более 50 человек, имеющих связи с криминалом, через различные партии рвутся во власть. Это явление доказывает, что чиновники связаны с криминалом, мало того, криминалы у нас политизировались, хотят вмешаться во власть, расширить свое влияние.
- А в какой партии, по вашим наблюдениям, больше всего представителей криминала?
- Удивляет то, что имена связанных с криминалом людей из сведений бывшего министра внутренних дел Суранчиева можно найти в партии власти. Что касается других партий, то очевидно, что в них есть люди, в отношении которых были возбуждены уголовные дела по экономическим преступлениям. Короче говоря, на эти выборы идут как криминалы, так и те, кто замешан в экономических преступлениях. Они хотят любыми способами попасть в парламент, вводят людей в заблуждение.
- Артур мырза, какая партия покорила вас своими лозунгами или программой?
- У всех партий программы, их суть одинаковы. Это я к тому, что ни одна партия не желает Кыргызстану плохого. Отличие лишь в том, что они по-разному действуют ради достижения власти. Одни используют административный ресурс, другие тратят много денег, еще одни стараются победить в идейной борьбе. Огорчает то, что они забывают свои обещания, оказавшись в парламенте, забывают свои лозунги. Поэтому я не могу сказать, что участвующие в парламентских выборах партии на 100% выполнят свои обещания или реализуют свои программы.
- У какой партии хорошие шансы на попадание в парламент?
- Не хочу выделять какую-либо партию, говоря об их возможностях. Потому что были и такие партии, которые ничего толкового не сделали, хотя в их руках была власть. Они и на этот раз идут на выборы, хотят добиться победы, воспользовавшись властью. Кроме того, есть партии, которые опираются на свои деньги и те, кто опирается на клановую систему. Короче говоря, основная борьба разгорелась между 5-6 партиями.
Если кыргызский народ на этот раз не будет бояться власти, не позволит себя подкупить, если выборы пройдут честно, без клановой системы, если будут избраны чистые партии, то Кыргызстан пополнит ряды развитых стран. Потому что в чистых партиях полно профессионалов. Поэтому нужно серьезней отнестись к выборам, понимать, что каждый голос важен, сделать правильный выбор. Если и на этот раз будут избраны старые лица, если позволим себя подкупить, если мы испугаемся давления власти, то наша жизнь будет в тумане, будет неизвестно, какие дни ждут Кыргызстан в будущем. Потому что появятся силы, недовольные результатом выборов, появится угроза стабильности страны. Если в нашей стране будут разногласия, если не будет стабильности, то инвесторы не придут, не будет развития экономики, народ не будет обеспечен рабочими местами, Кыргызстан окажется в тяжелом положении. Поэтому, несмотря на давление или провокацию, мы должны голосовать за чистые партии. Кандидаты не должны вмешиваться в грязные дела ради мандатов, для них спокойствие народа должно быть ценнее мандата. Потому что спокойствие нужно сегодняшнему Кыргызстану как вода и воздух.
- Сможет ли биометрика обеспечить честные выборы?
- Даже если не обеспечит полностью, надеюсь, что биометрика обусловит проведение честных выборов. Но на заседании Совета обороны говорилось о том, что 4-5% людей, сдавших биометрические данные, не смогли найти себя в избирательных списках и вынуждены участвовать в выборах на основании акта, что закон вполне может быть нарушен. Это я к тому, если вы прошли биометрику и хотите пойти на выборы, если у вас есть удостоверение, что вы сдали свои данные, вас все равно может не быть в списке. В таком случае на вас будет составлен акт, на основании которого вы примете участие в выборах. Но в этом случае закон будет нарушен. Потому что выборы должны проходить на основании биометрических данных, а не актов. Короче говоря, если 4-5% избирателей из 2 млн примут участие в выборах так, как я сказал, то появятся сомнения, касающиеся прозрачности выборов. Это с одной стороны. С другой стороны, проведение выборов на основании биометрики противоречит Конституции. Потому что в Конституции нет ни слова о биометрике.
- Встречи президента с народом перед выборами похожи на агитационную кампанию СДПК. Это так?
- Создается такое впечатление. Потому что 5 лет назад президент был лидером СДПК. Мало того, он открыто заявлял: "СДПК - моя партия". Поэтому подавляющая часть людей, которые ходят на встречу с президентом, проголосуют за СДПК.
- Темир Сариев заявил, что осенью состав правительства изменится, будут сокращены чиновники, которые получают зарплату за счет государства. Сариев уверен в том, что новый парламент изберет его на пост премьера?
- Наверное власть - это неизлечимая болезнь. Оказавшийся во власти человек начинает искать способ сохранения власти. Честно говоря, идущие в парламент партии уже подготовили свои кабинеты министров. Есть сомнения, что они окажут доверие Сариеву. Хотя Сариев хочет остаться премьером, президент и его администрация могут повлиять на ситуацию. Если в парламент придут партии-клоны, которые готовы слушаться во всем президента, то им нужен будет такой же премьер-министр. Поэтому судьба Сариева в руках партий, которые придут в парламент.
Вполне возможно, что Сариев сделал такое заявление, чтобы создать общественное мнение о том, что он останется премьером. Может он надеется заручиться поддержкой однопартийцев, которые ушли в другие партии.
В любом случае, мне хочется поддержать решение Сариева о сокращении чиновников и экономии денег. Но сомневаюсь в том, что Сариев все это сделает. Потому что до сих пор складывается ощущение, что он занимается популизмом, когда дает обещания.
- Поддерживаете ли вы внутренние правила партий о том, что кандидаты будут получать мандаты в зависимости от полученных ими голосов?
- Особо богатые партии и партии власти внесли правило, по которому кандидат не получит мандат, если не наберет, скажем, 10 тысяч голосов и уступит место тем, кто позади него в списке. Посмотрим, принесет ли это ожидаемые для них результаты. Потому что именно из-за этих правил могут появиться разногласия между кандидатами, дело может дойти до судебных разбирательств.
- Почему вы ушли из "Ата Мекена"?
- У партии "Ата Мекен" есть идея, которую хотят внедрить в избирательную систему, есть новая система. Эта система не подошла нашим однопартийцам, поэтому мы поблагодарили их и ушли. Мы не говорим, что они хорошие или плохие. Наша партия чиста и молода. Она проявит себя в будущем.
- Почему вы не приняли участие в парламентских выборах?
- Для меня спокойствие народа, стабильность страны ценнее, чем мандат. Поэтому я не принял участие. Потому что спокойствие страны для меня важнее. Я бы выбрал стабильность, если бы попросили сделать выбор между государственной стабильностью и мандатом. Потому что страна нуждается как в политической, так и в экономической стабильности.