
Токтогул Какчекеев, политический аналитик: «Многие вещи выйдут на свет через Кунакунова»
Мы побеседовали с Токтогулом мырзой по вопросу вокруг погибших боевиков в перестрелке на пересечении улиц Панфилова-Горького
- Токтогул мырза, не является ли схватка ГКНБ с вооруженной группой специальной операцией, организованной властью перед выборами? Ведь в общественности ходят разговоры: «Погибшие не террористы, а бандиты, перестрелка произошла в сауне, где они сидели»?
- Нельзя однобоко рассматривать схватку специальной группы ГКНБ, вопрос вооруженного сражения. Я тоже осведомлен, что в общественности высказываются разные разговоры. Но это каждый воспринимает в зависимости от своего уровня, думаю, поэтому соответственно говорят. Причина – братья, родственники погибших в вооруженной схватке говорят: «Наш сын читал намаз, не причинял вреда даже мухе, был отличным человеком». А верующие говорят другие вещи. Недовольная властью оппозиция говорит: «Такими действиями власть хочет усмирить огрызающихся ей». Вкратце есть и поддерживающие тех, кто уничтожил в вооруженной схватке людей, несущих угрозу обществу. Здесь мне хочется сказать одну вещь. В любом случае мы должны учитывать мировой, международный опыт, религиозную философию, религиозную политику, религиозную борьбу. Есть много вопросов, над которыми нам надо думать.
Например, сбежавший из тюрьмы Казахстана и погибший здесь джигит называет себя эмиром Кыргызстана. Дело в том, что члены религиозной организации именуют себя так, хотят повысить свое влияние. Я к тому, что эмир само по себе означает президент. Поэтому я далек от мысли, что ГКНБ просто так организовал перестрелку. Они пошли на такой шаг после уточнения причастности. Ведь такая ситуация сложилась в Кыргызстане не впервые. И в 1999-2000 годах напало объединение исламской религиозной организации, погибло около 100 солдат. И не только это, организовали взрывы на рынках Кара-Суу, Ошском базаре, Дордое. Поэтому в любом случае мы должны принимать меры к экстремистам, предотвращать. Мы не должны верить сказанному, что органы собрали полубандитов, им тоже раздали оружие, организовали перестрелку с двух сторон.
- Так вроде высказываются, что говоря о наличии связи Максата Кунакунова с боевиками и арестовав его, ищут способы сломать оппозицию подобной клеветой?
- Сама по себе подлость говорить, что вот таким способом уничтожают преступников, выступающую против власти оппозицию. Ведь здравомыслящий человек не скажет такой мысли. Если 7 человек стреляли, не подчинялись, ранили 4 человек, это же пугающее дело, к которому надо принимать меры, чтоб не нанесло вред народу. Поэтому мы должны придавать значение этому событию, ставить сильные требования Генеральному штабу, ГКНБ, МВД, просить еще больше усилить бдительность. Также надо призвать народ к благоразумию, искать пути сохранения государства. Прежде чем говорить о 5 разрушенных домах, подсчитывать нанесенные убытки, сначала надо найти их следы, сделать так, чтоб такие случаи не повторялись.
- Поверим вам. Но почему скрывается и открыто не называется, с какой группой связаны погибшие и задержанные в перестрелке боевики?
- Бог даст, через Кунакунова выйдут на свет многие вещи. Если раньше были Талибан, Аль-каида, Хизб-ут Тахрир, то сейчас развивается Исламское государство. Если раньше говорили «построим халифат в восточных странах», то сейчас говорят «построим мировой халифат», ищут способы усиления влияния. Поэтому все соответствующие органы после этого должны усилить контроль, взять на должности в парламент, правительство правильно понимающих Конституцию, возникла необходимость остерегаться молдо-кожо.
- США дали награду Азимжану Аскарову, а правительство на это сделало реакцию и оборвало связи с Америкой. Это не перегибание палки?
- Правительство правильно сделало. Как можно вручать награду человеку, который под видом друга пинком вышибает дверь, делает тебе зло. Я хотел бы сказать, что само по себе неправильно вручать американскую награду Азимжану Аскарову, посаженному за соучастие в убийстве милиционера в столкновениях 2010 года. Они такими действиями делают политику. Я хотел бы сказать, если Америка испытывает Кыргызстан, вручая награду Азимжану Аскарову, то президент Узбекистана тоже взял в руки, его устами заставляет озвучивать многие вещи, наносит тень подозрения на наше согласие, они стремятся противопоставить. Беря с этой стороны, похоже, стало правильным, что мы оборвали связи с Америкой.