
Предвыборные опросы: стоит ли доверять или нет?
В преддверии парламентских выборов популярностью среди интернет-аудитории стали опросы на тему - какую партию вы бы выбрали? Многие ориентируются на результаты этих голосований, некоторые им не доверяют. О том, насколько опросы отражают реальную ситуацию, в интервью рассказала социолог Айнура Сагынбаева, доктор, руководитель социологической компании SIAR.
- Как Вы полагаете, опираясь на свой профессиональный опыт, подобным опросам можно верить?
- Чтобы ответить на Ваш вопрос, давайте начнем с того, насколько такое голосование представительно. Во-первых, как бы банально это ни звучало, в интернет-опросах принимают участие именно и только интернет-пользователи. Чаще всего продвинутая молодежь, которая на выборы в реальном мире… очень слабо ходит. А сельские бабушки, приученные к дисциплине много десятилетий назад, на выборы как раз ходят очень активно, хотя никакого интернета в жизни своей еще не видели. Это уже говорит о многом. Но на самом деле ситуация еще печальнее, поскольку обычно в голосовании принимают участие не посетители Всемирной сети различных идейных взглядов, а конкретно посетители данного сайта.
Скажем, многие интернет-пользователи могут вообще политикой не интересоваться и про нее материалы не искать (а на выборы раз в пять лет все же пойти). То есть такой опрос – даже не мнение большинства интернет-аудитории. К тому же, например, аудитория оппозиционного сайта может достаточно дружно проголосовать за пламенного оппозиционера, дав ему рейтинг в 90 %, но не факт, что в реальной жизни таких оппозиционеров окажется большинство.
Это, во-первых, а есть еще во-вторых и в-третьих. Беда в том, что в Кыргызстане те опросы, которые мне приходилось в последнее время видеть, поражали специалистов странной опцией. Этим грешили даже сайты, позиционирующие себя как солидные интернет-СМИ. Я имею ввиду возможность голосовать каждому участнику не один раз за все время (как, собственно, происходит на избирательном участке), а раз в сутки!
Простой арифметический подсчет демонстрирует: каждый пользователь с одного IP-адреса может проголосовать в течение месяца за партию 30 раз. А если интернет у него стоит и дома, и на работе – уже 60! То есть сто дисциплинированных сторонников партии дадут в рейтинге 6000 голосов. Но кого они хотят обмануть – самих себя? Что за вздор? Это, кстати, самый примитивный вариант, для людей технически неподкованных.
- Но есть варианты более изощренные?
- Ну, разумеется. Как говорил один литературный герой, есть четыреста "сравнительно честных способов". Способов накрутки голосов. Есть программы-анонимайзеры, которые вообще скрывают IP-адрес, и очень много других возможностей. Если нет верификации, то есть точного определения, кто именно уже проголосовал – такие опросы не более, чем насмешка над социологией. Возможности компьютерных программ безграничны. Об этом вам расскажут представители многих фирм, которые зарабатывают на "накрутке" в интернете неплохие деньги (они и в Бишкеке есть, уверяю вас, а в России вообще, насколько я слышала, у крупных подрядчиков расценки – один голос 10 рублей).
- А в кыргызстанских интернет-голосованиях могут участвовать и зарубежные пользователи?
- Вот здесь мы подходим к самому грустному пункту. А можем ли мы доверять владельцам сайтов, поскольку никто из них подробную статистику по голосованию, включая данные по зарубежному голосованию, не раскрывает?
Для специалиста-социолога определить "накрутку" особого труда не составляет. Есть простые математические модели. При условии, что есть в его распоряжении вся статистика. Очень упрощенно говоря, есть кривая, показывающая вообще количество посетителей данного сайта, и кривая проголосовавших. Очень уж сильно отличаться они не должны.
Есть закономерности: ночью голосует меньше, чем днем, в рабочие дни больше, чем в выходные. А чем еще заняться на работе, как не полазить по сайтам? И так далее. Если у партии результат более или менее стабилен на протяжении всего времени голосования – он скорее всего реален. Если же вдруг возникает резкий скачок – рейтинг вдруг прыгает вверх на тысячу-другую голосов за час, то это, скорее всего, обман. Или со стороны партий, прибегающих к неспортивным приемам, или, уж извините, со стороны как-то мотивированных владельцев сайта.
- То есть проплаченных?
- Ну, может им из идейных соображений какой-то партийный лидер нравится, они за него болеют. Проверить-то невозможно. Также в последние недели я видела, как в таких голосованиях на сайтах в Кыргызстане вдруг массово сбрасывали кому-то голоса как якобы "накрученные". По каким основаниям – не объясняли. В таком волеизъявлении честно победить невозможно. Как в древней игре в три наперстка, которой, говорят археологи, баловались еще в древнем Вавилоне: шарик есть – шарика нет… Никакой достоверности. О чем еще говорить?
- Тогда о чем свидетельствуют подобные результаты?
- Ну, например, о том, что у какой-то партии дисциплинированный актив из сотни человек, который ей сделает все голосование. Или что у партии лишних денег много… На самом деле партия может сама обмануть себя такими дутыми рейтингами. Похмелье на утро после реального голосования может оказаться обескураживающим.
Но может за этим стоять реальный и циничный практический расчет: всегда есть люди, которые подвержены чувству толпы, стадному чувству. Они могут подумать: все голосуют за партию N, а я должен быть, как все. Пойду и тоже отдам ей свой голос. Но в реальном мире таких не слишком много, и чтобы мобилизовать на свою сторону подобных стадных виртуалов, любой партии надо все голосования на корню скупить и еще сотню новых открыть. Так что самообмана в этом "соревновании" все-таки куда больше, чем жизненного смысла.