
Анвар Артыков, депутат ЖК: «Партия «Ар-Намыс» не выполнила обещаний, данных народу перед выборами»
Приближаются выборы. Прошло 4 года, как в парламент пришли избранные от имени народа депутаты. За это время некоторые успели высказать важные вопросы с народной трибуны, но среди них были и наши так называемые депутаты, ни разу не подавшие голоса, только нажимавшие на кнопку. Памятуя об этом, мы поинтересовались, как на это ответят сами народные представители. В этот раз мы побеседовали с депутатом Жогорку Кенеша 4-го созыва Анваром Артыковым, расспросили о его взглядах на подобные недостатки.
- Анвар агай, начнем разговор с электроэнергии, ставшей проблемой нынешнего времени. Какого вы мнения о новой тарифно-ценовой политике правительства на электроэнергию?
- Повышение цен на энергетику, оставление народа в Ошской области без газа указывает на неважную работу правительства. Разумеется, есть много объективных причин у этих проблем. Но, несмотря на это, много недостатков и у правительства. Дело в том, что надо было проводить предварительный анализ, наблюдать за положением в стране. Не хватило способностей своевременно решить многие вопросы. Вот и по тарифной политике принимают разные решения, происходят шумные скандалы. Теперь мы закупаем в Казахстане электроэнергию по 5,5 сомов, народ недоволен деятельностью правительства в этом отношении.
Хотя закупаемая в Казахстане энергия обходится дорого, но окажет временную помощь в выходе из зимы, однако, можно ведь было поискать и другие пути. И вообще, я не смог заметить, что правительство предпринимает решительные действия ради будущего народа. Из-за отсутствия единой команды в правительстве вместо сплоченной работы каждый занят тем, что тянет свою телегу. Народ столкнулся с таким положением, потому что нет единой экономической политики. С января, когда начнут платить за свет по 2 сома, может начаться недовольство.
- Была ли необходимость во вступлении Кыргызстана в Таможенный союз?
- Кыргызстану можно было и не входить в Таможенный союз, но если подумаем о будущем, то нам нужно вступать в этот союз. Теперь после вступления обязательно будет много трудностей. Повысятся цены на продукты питания, на необходимые в обычной жизни бытовые вещи. В то же время следует сказать о наличии хороших сторон от вхождения в Таможенный союз. Надеюсь, через 2 года будет сказано: «Оказывается, было правильным наше вхождение в Таможенный союз», - я в это верю в полной мере. До этого нам придется вытерпеть много трудностей.
- Не наносится ли ущерб независимости кыргызского государства?
- Вы видите Европу и государства, сами по себе являющиеся супердержавами. Ведут работу по указке некоторых государств, теряют многие вещи. Россия отменила «Южный поток», теперь Европа переполошилась. Вначале сами препятствовали, говоря «не доведем до конца, остановим». Это не было решением самих тех государств. Кто-то другие повлияли, научили «сделаешь так», надавили. Также для Кыргызстана, будучи независимым, нет никакой возможности никому не подчиняться, никого не слушать, самовольничать, вести любую желательную для себя политику. Кыргызстан должен быть свободным государством, но в то же время важно учитывать геополитику. В экономике мы должны подчиняться некоторым имеющимся общим законам. Например, будет в определенной степени зависимость от тарифов Таможенного союза. Вот почему я далек от утверждения, что со вступлением в Таможенный союз мы станем зависимыми.
- Смог ли парламент отработать достойно в течение 4 лет? И в целом правильно ли подходит к нам парламентское управление?
- Как говорится в нашем народе «работы без недостатков не бывает», так и в деятельности парламента есть много недостатков. Основная функция депутата – законотворческая. Но это парламентское управление по части законотворчества несколько превзошло предыдущий парламент. Ведь депутат не в обязательном порядке должен писать законы. У депутата должна быть концепция, идея, а законы должны писать специалисты. Во всех странах мира подавляющую часть законов приносит правительство. Правительство предлагает законы по экономической политике на основе утвержденной парламентом экономической программы. К этому процессу привлекает специалистов, ученых и исследовательские институты.
А у нас говорят: «Я написал закон», - изменив запятую, точку или поменяв слова местами. Действительно, иногда выходит большая ошибка из-за этой точки или запятой. Среди народных представителей имеются также бизнесмены. Они ссылаются «от имени народа», предлагают законы, подогнанные под благоприятное развитие собственного бизнеса. Сейчас президент накладывает вето на многие законы, говоря, что Конституционный суд отменяет многие законы. До этого подобных явлений не было. Беря с одной стороны, можно сказать, что у нас работает демократия, а с другой стороны не ошибусь, сказав об увеличении сырых законов. В некоторых случаях парламент перегибает палку, есть случаи вмешательства вплоть до хозяйственных дел, работу суда.
- В одном интервью вы говорили, что вышли из партии «Ар-Намыс». Вы примете участие в следующих выборах?
- Перед народом у меня есть авторитет и уважение, достаточен трудовой опыт, здоровье мое хорошее. Поэтому есть мысль пойти на следующие выборы. Я говорил, что может быть, не пойду на выборы с партией «Ар-Намыс». Дело в том, что партия «Ар-Намыс» не выполнила обещаний, данных народу перед выборами. Сейчас, как вы сами знаете, партии начали объединяться. В ближайшие месяцы этот процесс продолжится, на выборах могут произойти различные игры.
- Согласно вышесказанному вами, в партийный список вошли денежные люди. Созданы условия для принятия сырых законов некоторыми народными представителями, не имеющими понятия о законе. Следовательно, при составлении партийного списка можно ввести определенные правила об ответственности?
- На взгляд со стороны партийная система выглядит демократичной, но я бы поддержал избрание от одномандатных округов. Каждый депутат должен быть зависим от избирателей определенных районов, находиться всегда в связи с теми избирателями и отчитываться перед ними. Мы сейчас едем в любое место, куда хотим, даем отчет. Или же иначе, оказывается, никто не может приехать и сказать: «Мы тебя избрали, сделай так». Приобретают известность имена только лидера партии и одного-двух человек, выглядит так, словно работают только одни они, а остальных народ не узнает. У нас ведь впервые проходили выборы по партийным спискам, и когда партии торопились, раздумывали, кого внести, то остались позади ранее активно работавшие в партии, или же внесли гастарбайтеров. Есть партии, выигравшие на этой основе. Это характерно для всех партий. Ни одного дня не бывшие членами партии встали в первый ряд списка, представляется, что они пришли в парламент, заблудившись. Они становятся причиной принятия законов не в интересах народа, а какой-то одной стороны. Партии с 20-летней историей не могут продемонстрировать свою деятельность. В чем сила партии? Другое дело, если бы избирались до айыл окмоту включительно, и можно было сказать «такая-то социалистическая партия, такая-то коммунистическая партия». Партии есть только в парламенте, в других местах нет. Не смогли продвинуто работать и в городских кенешах.
- Как идет борьба с коррупцией, проводимая Атамбаевым?
- Атамбаев начал хорошие действия, проводя борьбу с коррупцией. Вместе с тем добился хороших результатов. У народа появилось доверие к борьбе с коррупцией, но исполнители не работают полноценно. Например, привлекли ли хоть одного к ответу из тех, кто 20 лет воровал и продавал энергетику? Некогда Акаев говорил: «Народ не верит 80% судей». Судьи коррумпировались. Наверное, неспроста возникли разговоры, что члены Совета по отбору судей дали деньги депутатам и прошли.