
Адиль Турдукулов, глава фонда "Прогресс": "На Игры кочевников государство выделило 3,5 млн долларов. Но нет информации о спонсорских пожертвованиях"
- Адиль мырза, заинтересовали ли вас Игры кочевников как гражданина? Следили за играми?
- Конечно, как гражданина меня интересует история, традиции кочевников. Но мне не удалось посмотреть игры. Я позитивно оцениваю то, что мы вернулись к истокам, восхваляем образ жизни наших предков посредством игр. Потому что по понятным причинам у нас не осталось документальных данных о жизни кочевников, в отличие от жизни оседлых народов. Несмотря на это, подавляющая часть национальных игр воспринимались как учения перед войной.
- Сегодня мы воспринимаем Игры кочевников как способ достижения успеха. Но хватит ли у нас возможностей проводить такие игры на регулярной основе?
- Если бы у нас были возможности, следовало бы проводить такие игры в Кыргызстане. Но основная проблема заключается в том, чтобы игры проходили качественно и справедливо. Это я к тому, что если гости окажутся недовольны результатами, то следующих игр может и не быть.
Мы должны развивать школы по улучшению качества игр кочевников. Власть должна отказаться от поверхностной подготовки к играм, а готовиться тщательно. Говорили, что стадион не готов, что игры пройдут на пастбище "Кырчын". Поэтому власть не должна увлечься торжественными моментами, а комплексно подготовиться к играм.
А у нас почему-то об этом забыли, власть увлеклась переименованием ипподрома, который носит имя отца криминального авторитета. Мы увлеклись политикой и не уделяем должного внимания спорту. Поэтому побывавшая в Лондоне команда не добилась успеха.
- Как вы думаете, Игры кочевников принесут прибыль бюджету или не оправдают себя?
- Как говорилось выше, мы признали свою историю, пригласили гостей со всего мира, но допустили множество ошибок. Я не против проведения игр. Но я не могу скрывать, что расходы были большими.
К примеру, из государственной казны выделили 3,5 млн долларов на проведение Игр кочевников. Аренда земли обошлась в 40 тысяч $, зарплата 10 организаторов тоже составила 4 тысячи $, а на создание сайта выделили 20 тысяч $. На распространение информации о сайте было выделено 110 тысяч $, а на всю рекламу потратили 437,5 тысяч долларов.
Для гостей и журналистов подготовили подарки на 40 тысяч $, на сувениры выделили 60 тысяч долларов. А общий призовой фонд составил 500 тысяч $.
Непонятно, почему Счетная палата не устроила проверку, хотя очевидно, что государственные органы присвоили себе часть денег. У Генпрокуратуры должны были появиться вопросы к организаторам по излишней расточительности.
Кроме того, компании "Билайн", "Мегаком", "Росинбанк", "KICB" были вынуждены спонсировать эти игры под давлением. Непонятно, сколько денег они выделили и куда они ушли.
- Вы считаете, что деньги на проведение игр можно было сэкономить и вложить в какую-то проблемную отрасль?
- О проблемных отраслях можно говорить вечно. Средняя пенсия не достигает 100$. Мы занимаем 154 место по коррупции. В Кыргызстане 1805 сел. Из них 725 сел не имеют доступа к чистой воде. 22% детей не достигают 5-летнего возраста из-за нехватки еды. Ежегодного из Афганистана в Кыргызстан завозят наркотики на сумму в 6 млрд долларов.
Мы занимаем первое место среди стран СНГ по смертности по итогам ДТП. Наши дети учатся в 150 школах, которые находятся в аварийном состоянии. У нас 1 компьютер на 90 детей. По этому показателю мы уступаем даже африканским странам. Поэтому нужно отказаться от расточительства, экономить деньги, чтобы уделять внимание таким отраслям.
- Почему на Игры кочевников не прибыли некоторые президенты, которые являются представителями кочевой цивилизации?
- Это признак того, что не все они уважают нашего президента. Потому что став президентом, Атамбаев все время летит в Москву или Анкару, но не налаживает связи с соседними странами. Возможно, на такие обстоятельства не могли закрыть глаза упомянутые президенты.
- К слову, депутаты критикуют министров, которые бросили работу, чтобы побывать на этих играх. Что вы скажете министрам, которые излишне заняты тоями и торжествами?
- Министры тоже кыргызы. Они тоже любят организовывать тои, участвовать в них. Большинство мигрантов присылают свои заработки своим родственникам. Но родственники мигрантов в основном тратят деньги на тои. Министры тоже решили развлечься за счет народа.
- С какой целью Миллер прибыл на Игры кочевников?
- Миллер возглавляет корпорацию, которая объединяет ипподромы. У него есть скакуны. Наверное, хотел посмотреть на отличия национальных конных игр.
- Почему Миллер частенько бывает в Кыргызстане?
- Есть причина, по которой он частенько у нас бывает. Из-за стараний Путина и бездействия Атамбаева мы оказались в полной зависимости от российского бензина и газа. Постепенно мы окажемся под их влиянием. Поэтому Миллер частенько бывает у нас, чтобы показать, что он помогает народу. Если раньше Атамбаев часто использовал слово диверсификация, то сейчас он забыл об этом слове.
Именно поэтому строившийся 5 лет кара-балтинский нефтеперерабатывающий завод "Джунда" работает частично, из-за отсутствия сырья из России. В основном продукция экспортируется в Афганистан. Это последствие того, что наше правительство и президент не спланировали все заранее.