
Турсунбек Акун, экс-омбудсмен: "В тюрьмах много мигрантов"
Куда ветер подует, там и экс-омбудсмен Турсунбек Акун, на днях он вернулся с III курултая кыргызов, который состоялся в Москве.
- Вы вернулись с III курултая кыргызстанцев, который состоялся в Москве. Расскажите о данном мероприятии?
- В курултае приняли участие представители свыше 20 зарубежных кыргызских диаспор. До этого первый форум прошёл в США, второй – в Италии, третий теперь в Москве. Были поставлены кыргызские юрты, курултай прошёл очень хорошо. В течение долгих лет правительство не уделяет мигрантам внимания. Поэтому диаспоры стали исполнять функции Министерства миграции. Из своих карманов выделяют средства, проводят собрания и решают проблемы.
- Были на мероприятии представители власти?
- К сожалению, никто не обратился с приветственным словом от официальной власти. Был Каныбек Иманалиев, да и то не от имени спикера или парламента, просто был в Москве и заглянул к нам. Был министр труда, миграции и молодёжи Алиясбек Алымкулов, да и тот на следующий день улетел в Германию. Нужно было досидеть до конца курултая или вовсе не приезжать. Возможно, у министра были запланированные дела, но, по крайней мере, мог бы до конца высидеть и один из его заместителей.
- Какие вопросы обсуждались на форуме?
- Рассматривались проблемы мигрантов. В настоящее время наши граждане платят по 25–30 тысяч рублей за получение разрешительных документов. На самом деле этот листок стоит 2 тысячи рублей. Многие попадают в руки мошенников, которые вручают им фальшивые разрешительные бумаги. Кроме этого, много мигрантов, которые мыкаются в тюрьмах. Например, в российских тюрьмах отбывают наказание свыше 3 тысяч наших мигрантов. Много и в других государствах. Я возглавляю Конгресс по Центральной Азии. У меня есть право посещения тюрем. Между нашим Конгрессом и Форумом подписан меморандум по защите прав наших мигрантов. Общее количество мигрантов насчитывает 1 миллион человек. Они перечисляют в Кыргызстан 2 миллиардов 700 тысяч сомов. Это бюджет республики. Но судьба этого миллиона мигрантов остаётся без внимания, что печально.