
Тажиниса Абдрасулова, президент корпорации «Тадж-Махал»: «Отунбаева меня не приняла»
Желая узнать все о Оiских событиях из первых уст, мы побеседовали со знаменитым деятелем и экс - депутатом Тажинисой Абдрасуловой.
- Вы стали свидетелем Ошских событий. Скажите, какая сторона начала первой?
- С начала июля я была в Оше. 10 июня примерно в 7 часов вечера мы шли в кафе и увидели на улице Кыргызстан одетых во все белое узбеков. Нам сказали, что кто-то избил двух кыргызов, и мы ушли. А когда мы в половине десятого возвращались из кафе, машин на улице не было. Мы сидели в нашем офисе. Ровно в половине двенадцатого начали стрелять и мы услышали азан [призыв к молитве]. Мы выбежали из мечети и увидели 3-4 «Тико» направлявшихся в сторону базара по улице Зайнабединова. Затем из стороны филармонии и гостиницы «Алай» стали доносится звуки выстрелов. Примерно в час или два ночи 7-8 человек вышли из офиса Даврана Сабирова, которое стоит по соседству с нашей корпорацией, и, сказав, что «уже началось» сели в машину и уехали. И так расцвело. На следующий день позвонил мой водитель и сообщил, что на улицах сжигают машины. А кто и зачем знает один господь.
- Значит, по-вашему, все начали узбеки?
- Не только я, но и весь народ так думает.
- Вы же, наверное, не сидели сложа руки во время тех событий?
- Я человек общественный и имею кое-какие связи. Я пошла к Исмаилу Исакову и предложила свою помощь. На что он ответил, что не может дать мне машину. И я сказала: «Я не прошу у вас ничего. Могу ли я вам, чем ни будь помочь?». Он сказал: «вы нужны, чтобы успокоить и примерить их».
- Считаете ли вы, что всему виной ВП?
- Обвиняя ВП, мы не добьемся ничего. Если мы обратимся к истории, то увидим, что Ошская история 1990 года повторяется. Члены ВП взяли обязательства перед погибшими в апреле. Если они не сдержат своих общений, то духи покарают их.
- Какая основная проблема в настоящее время стоит в Оше?
- Постановлением городского кенеша центральный рынок Оша закрыли до 20 августа 2010 года. По словам мэра, выделив по 4 млн сом, собираются открыть базар для кыргызов в западном микрорайоне и базар для узбеков в Амир Темире. Они хотят разделить базар двух народов, считая, что все началось из-за центрального базара. Работниками базара был создан комитет, от имени которого я обратилась к Отунбаевой, но она меня не приняла. Как можно разделить народ, который со времен Алмустака вместе сосуществует? Придет время и те, кто вынес такое решение, будут отвечать перед человеческой историей!
- Что вы думаете по поводу того, что мы выгнали Акаева и Бакиева, а барктабасовские выступили с намерением снять правительство?
- Мне все это не нравится. Если те, кто ныне стоит у власти полностью не исправят систему, то такие события будут повторяться.
- После того, как пала власть Бакиева, все в один голос начали говорить о том, что он мешал их бизнесу. Был ли вред вашему бизнесу?
- Когда они отказались выполнять наши требования, я ушла, сказав, что мне ничего не нужно. В течение двух лет ставили подножки моему бизнесу, даже возбудили дело по статье 69. Мы два раза судились по этому поводу. Добро всегда торжествует над злом...
- В какую партию планируете вступить?
- Из-за того, что я дала офис партии «Ата Мекен» все думают, что я член этой партии. На самом деле я не являюсь членом не одной партии.
- Можно узнать причину?
-Недавно я обошла все партии. И не в одной из них не увидела либерализма, что означает «всепрощающий, великодушный» - [так в оригинале]. Все они являются социалистическими и социал-демократическими. Я не желаю, вступив в партию стать инструментом в их руках. Думаю, что для Кыргызстана нет ничего лучше, чем депутаты мажоритарной системы.
- Как вы смотрите на то, что в политику надо готовить молодых кадров?
- Да, так говорят, но все эти кадры находятся заграницей. Мы должны вернуть их всех и найти им достойное применение.
- Наступили времена богатых. Этим, я хочу сказать, что богатые партии тратят все свои деньги на рекламу.
- Возникает вопрос: «Разве есть хоть один человек, который использует свои деньги? Откуда берутся эти деньги?». Все это, деньги, добыты коррупционным путем. До сих пор в стране по обвинению в коррупции не было осуждено ни одного человека.
- Ваши пожелания народу?
- Кыргызы – это древний народ с великой историей. Мы всегда были гостеприимным народом и делили кымыз как с китайцами, так и с калмыками. Желаю народу мира, достатка и великодушия.