
Исхак Масалиев: «Пусть Каптагаев и Эркебаев не трогают меня»
С самого апреля не прекращаются разговоры вокруг Масалиева. И вот какое интервью он нам дал.
- Когда Временное правительство пришло к власти, оно обещало «снова построить демократию». Но такое ощущение, что мы наступаем на те же грабли.
- В апреле Временное правительство заявляло, что власть теперь в их руках, они будут работать для народа, а затем уйдут, создав все условия. Ладно, условия создать создали, но уходить они, почему-то не собираются. Неясностей, очень много. К примеру, тот же самый бюджет. Говорили о 52 млрд., о которых до сих пор ничего не известно. В настоящее время дефицит составляет не 12 млрд., а уже 18 млрд. Учреждения пополняющие бюджет страны не работают сейчас, и я полагаю, что осенью экономическое положение будет затруднено. Кроме этого среди общества остается в силе политика «Все, кто работал против нас враги». Они проявят мужество, если показав свои политические активы, они скажут, что создали все условия для народа. Не думаю, что у них хватит смелости на это. Наоборот все стало еще хуже после того, как Президент Роза Отунбаева заявила, что государственные работники не могут быть членами партии. В следствии Муралиев дал указание: «Работники госслужбы не должны вмешиваться в политику». В Конституции нет такого ограничения. Значит, они грубо нарушают закон.
- В каких случаях запрещено вступать в партии?
- Закон запрещает вступать в партии сотрудникам вооруженных сил, судов и президенту. В других случаях можно принимать активное участие, но, ни в коем случае, нельзя пользоваться своим служебным положением. Ставить ультиматум не правильно.
- Вы можете предсказать, какие партии пройдут на выборах?
- Партии можно делить на три. Первые, это партии стоящие у власти: «Ата Мекен», «СДПК» и «Ак шумкар». У них есть все возможности, чтобы пройти в парламент. Вторые, это партии не стоящие у власти. Это такие радикальные партии как «Ата-Журт» и «Республика» и другие. Ну а третьи, это такие готовые к компромиссу партии, как «Ар намыс».
- Про вас говорили, что вы, оставили свою партию и вступили в «Бутун Кыргызстан»?
- Моя фамилия – Масалиев, и я не пойду на такое, я не поменяю свои взгляды. Я был коммунистом, коммунистом и останусь.
- Почему на пост лидера партии вы назначили женщину?
- Мы не выбирали между мужчиной и женщиной. Члены бюро состоящие из одиннадцати человек, выбирали опытного лидера, который сможет принять достойное участие на выборах. Бумайра Мамасейитова является членом нашей партии уже 19 лет. Она бывший депутат, и в свое время занимала пост главы города Майлы-Суу.
- Вы не боитесь, что ваши партия может не пройти в парламент?
- Борьба есть борьба. Что поделаешь, если не пройдем. Ведь желающих пройти более 700-900 человек, а мест всего 60-90. Все ведь не могут прийти в парламент. Надо уметь не только побеждать, но и проигрывать.
- Вы отказались от депутатства. Чем вы собираетесь заняться? Должно быть, тяжело некогда имевшему власть человеку быть в стороне?
- Пока не будет закрыто уголовное дело, открытое против меня, я не пойду в депутаты. Это ведь не наследство, полученное от отца. Я и без депутатства жил и проживу. Это для меня не трагедия. Считаю, что в моем возрасте 3 раза избираться в депутаты большое достижение. И я все же остаюсь членом партии. А в данное время, собираюсь вплотную заняться фондом имени Абсамата Масалиева. Планирую сотрудничать и с международными фондами.
- Прогнавших Бакиева, называют революционерами. Барктабасова и тех, кто поддерживал его в попытке свергнуть власть, называют преступниками. Но и те и другие ставили одну цель. Что вы скажете на то, что и вас причисляют к числу желавших получить власть?
- Природа власти такова, что если сам сделал, то это героизм, а если другой, то это показатель испорченности.
- Говорят, что вы сожалели об уходе Бакиева?
- Я не сожалею о том, что ушли Акаев и Бакиев. Каждый должен отвечать за свои проступки. Журналисты не правильно поняли одно моё высказывание о том, что насильное выдворение президента из страны и принцип «кет» (уходи), приносит вред государству. Разве то, что оба наших президента сбежали из страны, не является трагедией? В обществе бытует мнение, что если у тебя есть деньги, то ты можешь прогнать президента и завладеть властью. Почему вы думаете, люди поддерживают Урмата? Они просто повторяют за своими предшественниками.
- Вы поддерживаете связь с Усеном Сыдыковым?
- Да, ведь мы живем по соседству. У нас с ним братские отношения.
- Закончились ли допросы касательно возбужденного против вас дела?
- Я уже дважды заходил к Отунбаевой с просьбой закрыть это дело. Уже получил ответ от БШК. Срок моей депутатской неприкосновенности истек 2 июля. А до тех пор меня никто не допрашивал. Вот и хожу как привязанный, не имея возможности даже выйти, куда-нибудь.Не имея не одного доказательства, они обвиняют меня в том, что находясь здесь, я организовал события в Оше и Джалал-Абаде. Если бы это было так, я бы признался в этом. Я не терплю лжи в политике.
- В каком вы были состоянии, находясь под арестом целых 14 дней?
- Конечно, не рукоплескал. Я был сильно обижен, ведь я был в хороших отношениях с членами ВП. Они как пришли к власти, сразу превратились в «банду». Через два дня, как меня освободили, я пришел в Белый дом на собрание, где меня встретили с раскрытыми объятиями. Я веду открытую политику, и сказал им, чтобы они прекратили это. Да, до 2009 года я поддерживал Бакиева, но когда подняли вопрос о «Ганси», я выразил несогласие. И после выступал по радио и в газетах, высказываясь против того, что базу оставили. Когда в парламенте поднимали экономические вопросы, наша партия всегда выступала против. А СДПК ведь всегда отмалчивалась. Пусть Каптагаев и Эркебаев не трогают меня. Ведь когда поднимался вопрос о разделении земли я был против, а они нет.
- А ваши дети не планируют попробовать себя в политике?
- В 2007 году моя дочь была в списке партии. Я своей дочери сказал, что в список я её включу, но депутатом она не будет. Старшая дочь член партии, сын учится в Китае, ну а младшая дочь ещё учится в школе. Мои дети не хотят впутываться в политику, да и мы тоже этого не хотим. Опыт предыдущих президентов показывает то, что именно это и привело их к краху. Находясь у власти, не стоит вмешивать в неё детей.
- Какой совет можете дать той молодежи, которая вступает в путь политики?
- Говорят, что политика вещь грязная. Это не так. Такой её делают грязные люди. Я вижу, что молодежь проснулась, но сейчас у них как раз тот период, когда их молодость проходит очень быстро. Советую им до 35 лет делать все возможное и не сдаваться. И чем слушать разные сплетни, лучше пойти и лично спросить. А так, я советовал бы им не вмешиваться во все и проживать счастливую молодость. Политика портит хороших людей, а плохих делает еще хуже. Поэтому будь то в политике, или в бизнесе надо стараться быть честными.