Б.Наргозуев, экс-депутат: «СДПК и «Ата-Мекен» продемонстрировали, что не отдадут власть в демократической борьбе»
- Бегалы агай, какие важные изменения Вы заметили в этом году в нашем государстве? В какую сторону больше повернулось русло политики?
- Важные изменения в экономике – производство валовой внутренней продукции не выросло на 7,5% , как обещало нам Министерство экономики, а наоборот, как установлено, упало вниз с показателем минус 2,5%. Дефицит бюджета достиг рекордной суммы в 32 млрд. сомов. А в политике самое главное изменение – это выход парламента и президента за пределы конституционного поля, начало управления страной по неписаным законам. Атамбаев показал, что он в реальности действует по возвращению президентской системы управления в страну. Текебаев вынужден подчиниться этому. Пока они не признались в этом перед народом, но совершаемыми в политике действиями доказывают, что это так. Главный тренд сегодняшнего дня – мы взяли направление к президентской авторитарной системе управления.
- Мудрецы говорят: «Живи так, чтоб быть достойным каждого дня. В каких вопросах мы выиграли, а в каких проиграли на государственном уровне в этом году?
- Не знаю, в чем мы выиграли, но проиграли во многих вещах. Коррупционные схемы, существовавшие при прежних режимах, полностью развернулись в карманы новой власти, из-за чего деньги не поступают в казну, и в бюджете растет дефицит. По ГЭС «Камбар-Ата-1» и другим ГЭС мы отдали контрольный пакет акций – 75% России. Разговоры о том, что 25% акций возвратят нам назад, являются такой же сказкой, как обман 15 лет назад: «После того как окупятся вложенные средства в месторождение «Кумтор», 70% перейдет к Кыргызстану». Мало людей, верящих в эту сказку. Это очень большой проигрыш. Собираемся выгнать базу США, которая платит нам ежегодно 60 млн. долларов арендной платы, и теперь составили соглашение с Россией, которая будет платить нам ежегодно только 4,5 млн. долларов арендной платы. Однако все коммунальные расходы за свет, воду, газ и остальное за российскую авиабазу в Канте платим мы. Их военным мы дали дипломатическую неприкосновенность. Короче, получилось правильным выражение: «Государство, не кормящее свою армию, будет кормить армию кого-то другого».
- По Вашей оценке, у кого в политике в этом году были заметны хорошие стороны в облике, а у какого политика раскрылись другие стороны, вызывающие огорчение у народа?
- Думаю, раскрылась хорошая сторона в облике Равшана Жээнбекова. Ничего не боясь, он честно высказывается, раскрывая истинные лица Текебаева и Атамбаева, вызывающие досаду у народа. Заметны хорошие стороны в обликах таких политиков, как Кенжебек Бокоев, Курманбек Дыйканбаев, Алтынбек Сулайманов, Ширин Айтматова, Омурбек Абдрахманов, Курмантай Абдиев, Урмат Аманбаева, Омурбек Суваналиев, Бодош Мамырова, Исмаил Исаков. А Омурбек Текебаев и Алмаз Атамбаев отошли от своих принципов, и хотя они взяли направление в сторону президентско-авторитарной системы, открылись их другие лица, которые начали огорчать народ. Они укрыли своим крылом мародеров и спасли их от судебного наказания.
А теперь посмотрите на дела «героев», кричавших о чистых выборах. На парламентских выборах 2010 года они тянули за уши «Ата Мекен» и кое-как втиснули его в парламент. Если бы все проходило по закону, то «Ата Мекен» не прошел бы в парламент. На президентских выборах 2011 года за Алмазбека Атамбаева не было отдано 62% голосов. Это все было сделано с помощью грязных технологий. На выборах в местные кенеши 2012 года использовались крайне грубые и грязные технологии, и в бесчестных выборах выиграли партии власти. Если бы прошли чистые выборы, то в Бишкеке так же, как и в городе Токмаке, СДПК и «Ата Мекен» проиграли бы. Поэтому эти две партии по заранее подготовленному перед выборами сценарию провели выборы с заранее решенными итогами. Наблюдавший за этими тремя выборами народ понял, что путем демократической борьбы у «Ата Мекена» и СДПК взять власть невозможно. Они начали толкать своих оппонентов на радикальные пути. Эти две партии, достигнув власти, откинули ценности, о которых кричали, и сейчас перешли к удержанию власти любым грязным способом. Это и есть их вновь раскрытое второе лицо.
- Перед новым годом отключение света и газа привело к подавленному состоянию. Это халатность правительства или бессилие президента?
- Все вместе перемешано. Это правительство полностью зависит от президента. Оно не может сделать ни одного самостоятельного шага, пока не получит согласия президента. По написанной Текебаевым и поддержанной Атамбаевым новой Конституции правительство должно проводить в полной мере независимую от президента экономическую, социальную, внутреннюю и внешнюю политику. А в реальной жизни вялый парламент вышел за пределы конституционного поля, мало того, он может выбирать премьер-министром только кандидатуру человека, указанного президентом. Поэтому само по себе видно, кто виноват в возникшем сегодня в стране энергетическом коллапсе. Этот энергетический кризис может еще больше крепчать. Потому что во власти собрались одни дилетанты без опыта государственного управления.
Что надо сделать? Президенту и парламенту надо вернуться в конституционное поле. Парламенту на основе политического соперничества следует избрать нового, ни от кого не зависящего премьер-министра. Президент и парламент должны работать только на основе предоставленных им Конституцией полномочий, и отдать премьер-министру вместе с ответственностью также всю полноту полномочных прав. Сейчас правительство переполнилось родственниками и сородичами президента и депутатов, их знакомыми, товарищами, друзьями и так далее. Если друзья и родственники депутатов и президента не могут потянуть работу, им надо уйти с должностей. В экономические отрасли, в том числе и в энергетическую, управленческие структуры надо назначать только с учетом профессионализма премьер-министра и министров-специалистов, отличных менеджеров. Директоров, министров, премьер-министра всегда надо назначать на конкурентной основе, и только после того как они защитят перед общественностью свои программы и смогут всех убедить. Нельзя назначать, как это делают сейчас, приближенных к телу президента, или только за то, что они родственники, знакомые премьер-министра, депутатов. Только те, кто не желает введения этой системы, может говорить, что это сложно.
Ну а при сегодняшней системе эта система управления будет постоянно спотыкаться, падать и доводить до кризиса так, как сегодня. Постоянно будет срываться подача света, газа и тепла.
- О чем говорит то, что криминал начал возвращаться в Кыргызстан?
- Уже до меня сказали об этом. После того как власть не смогла управлять государством демократическим путем, она стала грозить народу кулаком. Она против своих оппонентов использует силовые структуры, сажает их и запугивает. И этим она не удовлетворилась, хочет воспользоваться криминалом, о котором вы говорите. Но сослужит ли криминал службу власти? Вот о чем речь. Может пойти на исполнение указаний: «Иди, ударь по малым рыбешкам, избей их». Но специалисты говорят, что акулы организованных преступных группировок по собственным внутренним принципам не должны идти на сотрудничество с властью. Поэтому один Бог знает, выйдет ли результат от подобных действий власти.
- О чем говорит готовность премьер-министра уйти с должности: что он не вынес какой-то серьезной программы к отчету? Премьер-министр сделал первой целью не дело, а обход людей?
- Нынешний премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев знает свое место и чувствует краткосрочность своего пребывания в должности. Нисколько не сомневайтесь, что при первом же серьезном кризисе президент принесет его в жертву. У человека, анализирующего его приход (Ж.Сатыбалдиева) во время беспорядка, хаоса со столь урезанными полномочиями на должность премьер-министра наталкивает на мысль, что этот чудак-человек пришел только ради записи в его трудовой книжке о стаже «премьер-министра». Должны же быть какие-то полномочия хотя бы для воздействия на директора «Кыргызгаза»… Вот почему сейчас он на все согласен и говорит в парламенте: «Я готов уйти с должности!»
Программа, о которой вы спрашиваете, отчет за 100 дней, путешествия с обходом людей – все это оттого, как мы выше сказали, что он не выносил перед обществом (сюда же входит парламент) своих программ, не защищал их, не убеждал, и он не был выбран на конкурентной основе. Это из-за того, что бессильный парламент избирает того, на кого укажет президент. Поскольку он пришел премьер-министром без всякой подготовки, программы, то он не знает, с чего начать и чем закончить, бьется обо все углы, мучается. Поэтому еще раз говорю, будь новая власть принципиальной, то правительство было бы создано только по принципу профессионального соперничества.
- Какая ситуация ждет наше государство в следующем году?
- Надо крепко затянуть пояса. Впереди суровая зима. Если президент и парламент не вернутся в конституционное поле, не будут вести свою деятельность только в пределах Конституции, не введут политическое и экономическое соперничество в реальной жизни, не раскроют открыто перед народом коррупционные схемы, перешедшие от Акаева к Бакиеву, а от Бакиева к сегодняшней власти, и не развернут их в казну, то нас ожидают кризисы по всем направлениям.
- Будь у Вас возможности как у сказочного Дед Мороза для реализации сладких мечтаний детишек, что бы вы Вынесли на первый план? Какую проблему Вы решили бы в первую очередь?
- Будь я Дедом Морозом, то воспользовался бы силой волшебства и потратил средства, разворованные коррупционерами в сегодняшней власти на то, чтобы насытить животы детворы, чтобы они досыта ели и пили, получали образование. Самая первая проблема – это достижение благополучной сытой жизни людей, а также сохранение государственности, языка, души. Считаю, что для этого надо создать экономическую базу.
- Как Вы смотрите на тех, кто отчуждает Деда Мороза, потому что он не был мусульманином?
- Конечно, мы должны придерживаться ценностей кыргызов, мусульманства. Не должны упускать из памяти все наши вехи истории. Наш новый год, Нооруз, надо и в дальнейшем отмечать. Но в то же время зачем отвергать Деда Мороза, «впитавшегося» в народ? Ведь у Деда Мороза нет никакой религиозной идеологии, верно? Мы же одеваемся, пьем, получаем образование как европейцы? Как быть с этим? Тогда надо и от этого отказаться. Наверняка следующие поколения сами решат, как поступать, а мы ведь к этому уже привыкли.
- Проводите ли Вы какие-либо обряды, ритуалы, соответствующие встрече наступающего нового года? Например, нельзя надевать такую-то одежду, нельзя ставить на дасторкон такую-то еду или овощи, фрукты? Вы придаете этому значение?
- Нет, мне дела нет до таких обрядов и ритуалов. Но если другие верят в такие вещи, я отношусь к ним с пониманием. Помню, только раз в свой цикловой год рождения (мучолуу жыл) раздал своим друзьям одежду красного цвета. Мне моя супруга сказала, что надо так сделать, и я раздал такуюодежду.
Поздравляю вас всех с наступающим новым годом!