×
 

10.12.2012 // 14:09
Обратите внимание на дату публикации.

Б.Наргозуев, экс-депутат: «Ата-Мекен» и СДПК окончательно дискредитировали и опорочили парламентскую систему»

 

- Бегалы Молдогозуевич, скоро будет 3 года, как сменилась власть, и мы перешли к парламентскому правлению. Вы смогли заметить перемены?

- Партии «Ата-Мекен», СДПК, «Ак шумкар» уверяли народ: «Нам не подходит президентская система, президенты узурпировали всю власть. Надо в Кыргызстане установить парламентскую систему». Поэтому простой народ надеялся: «Оказывается, если мы перейдем к парламентскому правлению, то сразу наша жизнь улучшится». Стало известно, ради достижения власти сегодняшние использовали эти пустые слова в качестве идеологии, морочащей голову народу. Почти за 3 года они не оправдали доверия народа. Это произошло не потому, что парламентская система плохая, а по причине грязных рук, мыслей, внутреннего содержания людей, претворяющих ее в жизнь. После прихода к власти этих же партий они лишь формально объявили о парламентской форме управления, а в реальности повернули ее в желательное для себя русло, отдались личным сиюминутным интересам, окончательно дискредитировали и опорочили парламентскую систему правления. В разочаровании народа этой системой виновата не форма управления, а партии «Ата Мекен», СДПК, «Ак шумкар». Сейчас в высшей власти сидят представители этих трех партий, известно о сильном влиянии названных трех партий на  принятие государственных решений президентом. Один заходит и шепчет на ухо президенту западные политические идеологии, которые тот не понимает, морочит ему голову. Второй входит, шепчет ему делящую народ надвое трайбалистско-региональную идеологию, провоцирует против народа.

В указанных партиях есть люди, искренне верящие в сегодняшнюю систему правления. Но их руководство говорит: «Никому не отдадим решение сегодняшних кадровых вопросов». Лезет из кожи вон: «Будем контролировать доходные министерства, финансовые потоки», - и за кулисами исподтишка делает деньги. Поэтому оно разбило в пух и прах цель установить народную власть. У народа голова идет кругом: «Не знаем, куда мы пойдем с таким положением, как сегодня». Вот почему можно сказать, что перемен не произошло. Сейчас кыргызский народ не верит ни власти, ни оппозиции. Ведь сегодняшняя власть, еще вчера находившаяся в оппозиции, «гнала» сплошную ложь, и поскольку она обманула народ, он перестал верить оппозиции.

В заключение можно сказать, что хотя партии «Ата Мекен» и СДПК, говоря: «Построим парламентскую систему», - написали новую Конституцию и путем ее навязывания пришли к власти, но в реальности пошли грязными путями против зарождения парламентской системы. Во-первых, написали законы, противостоящие нормам Конституции, о которой говорили, что до 2020 года она не будет изменена, и смогли провести их посредством голосов коалиции большинства. Во-вторых, превратили процедуру создания коалиции большинства в базар, превратили в площадку только лишь для раздела должностей и ресурсов. Если в вашей газете найдется место, я приведу сотни примеров…

- Во времена прежней власти СДПК находилась в оппозиционном блоке Жогорку Кенеша. В то время она же кричала: «Ак жол» всем завладел, надо сказать об узурпации власти». А теперь смогла ли она ликвидировать это явление, добравшись до власти?

- На этот вопрос ответили совершаемые ими собственные дела. Жогорку Кенеш тоже через коалицию большинства находится под полным контролем СДПК. Спикер из СДПК, премьер-министр из СДПК и президент из СДПК. Будто этого мало, мандат для создания коалиции большинства снова и снова вручали СДПК. Коалицию составляет исключительно эта партия. А когда другие партии собираются входить, им ставят условие: «Если вы поддадитесь нашим условиям, будете всегда готовы согласиться на сказанное нами, проголосуете как мы, тогда включим вас в коалицию, а это министерство дадим вам». Скажешь такое, получается как в пословице «плох сказавший рот, плохи  увидевшие глаза», сразу же отказываются и начинают клясться. Тем не менее сделанное ими видно как на ладони. О том, что так происходит, говорю не я один, а сами сидящие там депутаты. Только вчера Ширин Айтматова сказала: «Узурпировали власть даже в Жогорку Кенеше. Я выйду из коалиции, а если надо, то из фракции. Сдам и депутатский мандат». Депутат фракции «Ата Мекен» Гуласал Садырбаева заявила: «Мы решили, что отныне будем голосовать так, как голосует лидер фракции». Тем самым депутаты «Ата- Мекена» стали «нажимателями» кнопок («кнопкодавы»). У них нет собственных мыслей, взглядов, они исполняют то, что скажет лидер. Это равносильно двуличию.  А что они раньше говорили сами? Они называли депутатов «ак-жоловцев» «нажимателями» кнопок. Внутри «Ак жола» были депутаты, свободно высказывающие свои взгляды. А эти превратились в стопроцентных «кнопкодавов».

- Фракция «Ар-Намыс» подняла вопрос о выходе из коалиции большинства, но он остался не рассмотренным. Не указывает ли это на неустойчивость и этой коалиции?

- Да, это показало нестабильность коалиции. В «Ар-Намысе» есть 5-6 депутатов,  «обгладывающих кости», брошенные властью. Только они заинтересованы в удержании коалиции. Но большинство депутатов «Ар-Намыса» склоняется к выходу из коалиции. Кворум не состоялся по причине нахождения некоторых из них в зарубежных командировках. Если власть не подкупит и этих депутатов, то рано или поздно «Ар-Намыс» разрушит нынешнюю коалицию. Причина в невозможности удерживать всех деньгами и богатством. Возникают разные политические ситуации. С развалом коалиции отрицательные моменты ударят по власти, однако для народа будут хорошие стороны. Сейчас опустились до такого уровня, когда идут к президенту с предложением: «На какого человека Вы укажете, того мы сделаем премьер-министром. Какая коалиция нужна, такую и составим. А Вы решите только такие-то вопросы, дайте нам эти министерства». Если в парламенте появится соперничество, коалиция распадется, и как говорит Равшан Жээнбеков, СДПК останется в оппозиции, то создались бы хорошие условия. Тогда власть вернулась бы в рамки закона. Сейчас президент вышел за пределы конституционных полномочий, всем управляет президент. При создании новой коалиции, возможно, привели бы не зависимого от президента премьер-министра. Тогда же начала бы работать сегодняшняя Конституция Текебаева, создались бы условия для возрождения парламентской системы. Но парадокс – СДПК и «Ата Мекен» выступают против распада коалиции, потому что Текебаев и Атамбаев боятся прихода во власть своих политических оппонентов, которые составят им политическую конкуренцию. В таком случае будет правильным распустить парламент и пойти на новые выборы. Они чувствуют, что если выборы пройдут законно, то их партии не попадут в парламент. В случае развала сейчас коалиции «Ар-Намысом», Текебаев и Атамбаев постараются распустить Жогорку Кенеш, говоря: «Парламент не смог работать».

- Несмотря на объявления главы правительства, что бюджет пустой, говорят: «Повысим пенсии, пособия». Это политика пустого популизма?

- Во время моей поездки в Кара-Бууринский район Таласа местный народ говорит: «Атамбаев стал президентом в 2011 году. И до этого, будучи членом Временного правительства, депутатом парламента и премьер-министром, перед каждым новым годом по телевизору, поздравляя народ, повторяет: «Будет счастливое время». Когда придет это счастливое время? Мы не верим в приход счастливого времени». Все ветви нынешней власти перешли к политике популизма, заняты обманом народа. Ведь счастливая жизнь не спустится с небес. Для этого надо работать. Способные работать люди за 3 года давно показали бы себя. Вы помните разговоры о повышении пенсий, пособий? В прошлом году повысили зарплаты учителям, врачам, а теперь урезают. Одни слова. Акаев и Бакиев тоже говорили: «Пенсии повысятся, зарплаты повысятся, пособия повысятся». «Эти» как попугаи вторят за ними. Посмотрите, они говорят: «Повысили на столько-то процентов». А добавляют-то всего по 100 или 200 сомов. Даже добавляя 2000 сомов, они не смогут удовлетворить самые заниженные потребности пенсионеров из-за инфляции, роста цен на продукты питания в стране. Власть занята исключительно популистской политикой. У нее нет потенциала руководить страной, продемонстрировала себя несостоятельным  управленцем. Она ни на что не способна, может только цепляться за власть преступными действиями. Ради сохранения власти устраивает гонения политических оппонентов, сажает под разными предлогами людей, которые ей не нравятся. Стало понятно, у нее нет иного пути, кроме обогащения любым способом.

- Объекты, начатые прежней властью и готовые к сдаче в эксплуатацию, эти приписали себе, оправдываясь на критику за то, что ничего не сделали, мол, «мы закончили». В качестве достижений указывают на ЛЭП «Датка-Кемин». Рассматривался ли этот проект в бытность Вашу депутатом?

- Этот проект не только рассматривался, но уже в то время был решен. Переворот произошел, когда завершалось строительство ГЭС «Камбар-Ата». Эту построенную ГЭС они не могут завершить уже 2,5 года. Но 3 раза перерезали ленточку, говоря: «Закончили». И сегодня не могут запустить ее, она не начала работать в нормальном режиме. По ГЭС «Камбар-Ата» Россия обещала предоставить средства в 1 млрд. 200 млн. долларов, но поскольку выполнение обещания затянулось надолго, прежняя власть поехала в Китай. Там договорилась, составила соглашение о финансировании не только ГЭС, но и ЛЭП «Датка-Кемин». Россия и США были против вхождения Китая в Центральную Азию для реализации здесь мега-проектов, поэтому они договорились и нанесли удар по прежней власти. Ну а сегодняшние говорят: «Мы выполним». Вчера политический аналитик Игорь Шестаков написал на своей страничке в «Фейсбуке»: «Я дал хорошее интервью ЭлТР о «Датка-Кемине», ГЭС «Камбар-Ата», сел вечером смотреть телевизор, тут отключили свет, я не смог посмотреть свое интервью. Как же сегодняшняя власть, которая не может обеспечить народ простым электрическим освещением, построит ГЭС «Камбар-Ата», «Датка-Кемин»? Мало того, назвал их«разжиревшими кошками». Это правда.

- Вы говорите, что будут политические гонения. Так ведь глава правительства Жанторо Сатыбалдиев говорил в Жогоррку Кенеше: «Отныне политических гонений не будет»?

- Раз Сатыбалдиев пришел зависимым от президента человеком, он не может слова сказать против него. Он вынужден говорить только приятные для власти слова. Заверения, что «не будет политических гонений», это очередная сказка. Напротив, в последние месяцы стало видно усиление политических гонений. Изначально оппозиционный Омурбек Суваналиев вышел на выборы в городской кенеш с партией «Ар-Намыс», партию не пропустили, а голоса поделили между собой партии во власти. Этого не хотят видеть и слышать имеющие власть в руках и прикормленные из кормушки власти, хотя все видят и слышат.

- Вы этим не критикуете ли мнения представителей сегодняшней власти: «Установим порядок, будем бороться с коррупцией»?

- Посадить людей, высказывающих горькую правду власти, членов партий, являющихся ее оппонентом, не означает борьбу с коррупцией. Закон должен работать для всех одинаково. Если бы власть начала привлекать по закону к ответственности людей из своей партии, замешанных в коррупционных делах, тогда народ бы поверил: «Оказывается, этот человек справедливый руководитель. Не только политических оппонентов, но своих соратников сажает за воровство». А кого еще, кроме них, посадили? Всех арестованных отпустили ведь. Люди, работавшие по коррупционным схемам при прежней власти, после переворота сами сбежали из страны. Они выдвинули посредников, дали деньги великанам из сегодняшней власти, вернулись, и сейчас ходят свободно и привольно. Бюджет Акаева в 2005 году был 460 млн. долларов. После революции 2005 года вырос в 3 раза, до 1,5 млрд. долларов. Вот тогда начали бороться с коррупцией. И если после смены власти в 2010 году идет борьба с коррупцией, тогда почему бюджет с 1,5 млрд. долларов не поднят до 4,5 млрд. долларов? Это означает, что при прежней власти не было коррупции, или же тогдашние коррупционные источники и схемы сегодняшние повернули в свои карманы. Уже из этого можно сделать выводы, что борьбы с коррупцией нет.

- Возбуждают уголовные дела на оставшиеся в оппозиционном блоке партии «Республика» и «Ата Журт». Почему закрыли ожидаемые общественностью возбужденные уголовные дела на депутатов «Ата Мекена», называемых замешанными в мародерствах 7 апреля? Можете ли сказать прогноз?

- Это подтверждение точности кыргызской пословицы «ворон ворону глаз не выклюет». Как будто уголовное дело закрыто по причине угроз старого волка наподобие Текебаева: «Если посадишь нас, то завтра вскроют какое-то твое дело. И тебя посадят. Будь с нами. Мы сделаем, что ты скажешь. Не приставай к нашим ребятам. Будем вместе мучиться в аду». Но генеральный прокурор А.Салянова сказала: «Дело неправильно закрыто. Мы его снова расследуем, есть много доказательств». Возможно, за этими словами лежит большая политика.

- Вы говорите, что бюджет не повысится. Вот сейчас перед принятием бюджета следующего года возникают споры. Прежде чем принимать его, надо же обсудить предыдущий бюджет за 2 года…

- За период около 3-х лет в Кыргызстане стоит хаос и анархия. Начиная с апреля 2010 года,  никакое правительство ни перед кем не дало отчета. Не отчиталось перед парламентом  сначала Временное правительство, затем Техническое правительство, правительство Атамбаева, правительство Бабанова. За все 20 лет такого явления не было. В истории ни одной страны такого не было. В нормальном государстве не бывает такого явления. Правительство должно ежегодно давать ответ, отчитываться перед народом. Это нонсенс – в течение 3-х лет поменять 4 правительства, ни одно из которых не отчиталось.  Услышавший об этом человек будет смеяться другим местом. Правительство Сатыбалдиева тоже находится в положении «ни за что не отвечать». Ведь народ все это видит. Точнее, мы сейчас стали пассажирами неизвестного маршрута. Не знаем, куда едем, а власть не знает, куда нас везет.

Автор: Наралы АСАНБАЕВ
Источник: газета «Жаны ордо» № 38 от 07.12.2012 / стр. 8

Комментарии: