×
 

24.01.2011 // 11:46
Обратите внимание на дату публикации.

Адахан Мадумаров, лидер политической партии «Бутун Кыргызстан»: «Р.Отунбаева останется в истории как сама себя избравшая женщина Президент»

-Адахан мырза,  Вы объявили, что Ваша партия начала сбор подписей за введение института Народного Курултая. Вы пришли к этому по внутреннему убеждению? Вы думаете, что именно этот институт принесет Кыргызстану истинно народную власть?

-Во-первых, мы не говорили, что начали сбор подписей. Мы примем это по решению политического совета; суть в том, чтобы определиться, с какого дня начать сбор подписей. Во-вторых, почему все-таки Народный Курултай? До сих пор об этом заводили речь известные общественные и политические деятели, такие как  Дастан Сарыгулов, Ишенбай Абдразаков, Бегиш Аматов и другие, а также  многие ученые. Найти собственные корни  это - первое условие развития и продвижения вперед кыргызского государства в качестве государства. Откуда взяться стержню, когда мы, кыргызы, всеядны и следуем самым разным обычаям? Если вы помните, во время выборов 28 партий вышли с лозунгами продвинуть вперед Кыргызстан. Наша политическая партия «Бутун Кыргызстан» начала с предложения  вернуться назад. Вернуться назад подразумевает вернуться к себе «домой». Покойный Чынгыз агай разъяснял понятие «дом» так: не зная своего прошлого, невозможно построить будущее. Каким был наш дом 20 – 30 лет назад?  Когда  называли - Кыргызская Республика - можно было позавидовать нашему положению. Это-доставшиеся нам издревле  кыргызские  священные обычаи и традиции. Отказавшись от всего этого, мы и Европой не смогли стать, и, подражая другим странам, не смогли пойти по их пути, так до сих пор и мучаемся. Не смогли найти ответа на вопрос: «Кто мы?», особенно, в нынешней сложившейся ситуации. Вам известно, что  политическая партия «Бутун Кыргызстан»  с самого начала выступает против парламентской системы управления. Нашу правоту подтверждает сегодняшняя жизнь. Мы говорили о неготовности  политических партий к парламентскому управлению, сегодняшние явления – свидетели тому. Вы и сами видите, партии поделили между собой не только министерства, области, районы, но на сегодня – даже улицы. Нынешний Жогорку Кенеш стал не представителем народа, а представителем партий. Кыргызское Правительство создано не  по принципам: «Что ты умеешь делать? Какую работу сможешь выполнить?», а по принципу: «Ты – член моей партии или нет?» Во-вторых, из такой огромной области, как Иссык-Кульская, в кыргызском Правительстве нет ни одного человека. Из Нарынской области тоже нет ни одного представителя. Также нет ни одной женщины. В такой ситуации складывается впечатление, что наши политические партии  недостаточно полноценны. Можно сказать, что на сегодняшний день нет представительства, защищающего интересы регионов. Нынешние всего лишь оправдывают свои политические программы на  основе собственных политических взглядов, поэтому и создали такой Парламент. Вследствие этого Президент, Парламент, Правительство ни перед кем не несут никакой ответственности. Вот почему Курултай, в составе которого должны быть настоящие народные представители из айилов и деревень,  должен заслушать, утвердить, одобрить или не одобрить проведенную за один год работу  кыргызского Правительства, кыргызского Жогорку Кенеша, кыргызского Президента.

-Раньше был Народный Контроль...

-В Конституции написано: «одной ветвью власти в Кыргызском государстве является кыргызский народ». Но на сегодняшний день этот народ совершенно отлучен от управления властью. Одним из путей  вовлечения народа в этот процесс является избрание и делегирование  представителя от каждого айильного кенеша, невзирая на разницу в численности населения и территории. Мы заявляли, что Президент  одновременно должен стоять во главе исполнительной власти, так как кыргызское государство мало, у нас население  всего-5,5 миллиона человек. Нецелесообразно специально отделять Президента от Правительства. Во-вторых, Жогорку Кенеш должен заниматься только чистой законодательной деятельностью, а то сейчас они стали вмешиваться в хозяйственные дела. Говоря иначе, у нас началось смешанное, совместное управление  политиков и (хозяйственных) деятелей. Это – не порядок. Я утверждаю, что «коллективная ответственность» приводит к индивидуальной безответственности. Ответьте, в течение 20 лет отчитывались ли перед народом Президент, Правительство или Жогорку Кенеш?  Не отчитывались. Именно Курултай, состоящий из представителей «настоящего истинного» народа, должен принимать отчеты.

-По Вашему мнению, нынешняя система останется. Парламент будет формироваться партиями, и Президент останется. Но ведь в прошлом году Курманбек Бакиев вводил уже Курултай «Согласия»…

-Отличие Курултая «Согласия» от предлагаемого нами в том, что в первом случае представители из всех регионов приехали, поговорили и уехали. Он был совещательным органом. Мы предлагаем, чтобы Курултай занял свое соответствующее место в структуре власти. Он должен быть конституционным органом. Во- вторых, необходимо конституционно закрепить за ним круг рассматриваемых проблем и обозначить какими полномочиями будет обладать. Нам не нужен Курултай, который будет созываться по каждому спорному случаю. В Ат-Баши есть местечко Чеч-Добо. Ежегодно там собирались лучшие представители кыргызов и разрешали одну проблему. Каждый был обязан выполнять решение, принятое в Чеч-Добо…У нас же никто ни перед кем, похоже, не несет ответственности. Посмотрите, как они поделили сегодня области и районы. Представляете себе, что получится, если губернатор одной области  -представитель одной партии, у него в подчинении 7 акимов, из которых трое в одной партии, двое – в другой, а остальные – в третьей. Как они могут работать согласованно и дружно? Ведь  выполняемая работа, поставленные цели, экономические программы и обещания, данные  избирателям, у разных партий разные. При таком развитии событий Кыргызстан вплотную подходит к угрозе отсутствия ответственности, когда людей будут отправлять «к такому-то отцу, к такой-то матери».

-Может ли Курултай, предлагаемый Вами, снимать и назначать Президента, Премьера, Спикера на должности? Как это можно совместить?

-Один раз в год Жогорку Кенеш, Правительство, Президент перед этим Курултаем отчитываются о проделанной работе. Если работа  удовлетворительная, то оказывается доверие, а если нет – не оказывается. Правительство, которому народ не оказал доверия, незамедлительно уходит в отставку. Точно так же Жогорку Кенеш, мы собираемся сократить его состав вдвое.

-Чтобы он занимался только законодательной деятельностью?

-Только выпуском законов, принятием нормативных актов. Курултай будет контролировать всю их работу. Если надо, то и Президенту оказать недоверие, тогда объединенными усилиями принять решение, и досрочно готовить  президентские выборы. В противном случае мы  останемся на уровне уличной демократии. Причем  всегда только от имени народа. Надо лишить возможности говорить от имени всего народа тех, кто выводит  на улицу 2000 – 3000 человек.

 


2 ЧАСТЬ

-Вы в 2005 – 2006 годах работали Государственным секретарем, у Вас были большие возможности  ввести Народный  Курултай. Если бы в то время подняли такую инициативу, можно ли было реализовать ее?

-Да, можно было, я и в то время поднимал такую инициативу, у вас, наверное, есть такая информация. Не о Курултае, а о создании Государственного совета. Я храню до сих пор написанное мной предложение. Сейчас неуместно говорить об этом, все равно, что бить лежачего. Почему-то наши руководители не умеют своевременно услышать. Государственный совет нужен и при Народном Курултае. Все руководители государственных властных структур должны входить в Государственный совет. Курултай созывается от имени Государственного совета, а Курултай может одобрить или нет. Народный Курултай должен стать самым высшим органом народного контроля. Вот тогда люди, прибывшие из Тогуз-Торо, Ат-Башы,Ак-Талаа, Чаткала, Ала-Буки, Лейлека, Баткена будут напрямую общаться и принимать участие. Если прибывшие из определенного айила скажут: «Молодцы, все проходит замечательно и чудесно, доведите вашу работу до конца»,- то за это ответственна общественность данного айила. А если же его представитель скажет: «Нет, есть такие-то недостатки, вы не выполнили сякие-то обещания»,- то спасибо общественности, делегировавшей такого представителя. Это должны решить  депутаты айильного кенеша совместно с жителями, как говорится, делегировать достойного.

-В связи с этим хочу задать вопрос. Точно не вспомню, в бытность Вашу, то ли Государственным секретарем, то ли премьером, вы говорили о государственной ответственности: «Нельзя превращать Кыргызстан в поле для постоянного эксперимента. Если мы встали на определенный путь, то надо идти по нему до конца, добиваясь развития страны». Вот, хорошо ли, плохо ли, выборы прошли, есть Парламент и легитимное Правительство. Два дня назад в Оше прошло общее собрание народа, подняли инициативу проведения Народного Курултая. А теперь в 7 областях, а с Бишкеком – в восьми, собираются провести его в апреле. Вы не думаете, что так нескончаемо и будут продолжаться новые эксперименты, накопление опыта, собрания- митинги? Ответьте как государственный деятель?

-Правильно ставите вопрос, уже осточертели такие собрания, митинги-пикеты.  Однако, они возникают не от хорошей жизни, высказываются разные мнения. Вот почему я говорю о необходимости перехода от уличной демократии к конституционной демократии. Недавно я нашел свое же интервью, данное газете «Слово Кыргызстана» в 1993 году. Оказывается, я тогда сказал:  «демократия, это – свобода под благословением Конституции». В то время так никто не чернил, приписывая  мне поддержку Аскара Акаевича. Уже много лет говорю - достаточно нам, даже если отец и мать демократии  родом из Кыргызстана. Наша политическая партия «Бутун Кыргызстан» показала большую политическую культуру: как надо проводить акции недовольства. Если разрешенное время для акции, предположим, с 2-х до 3-х часов, мы с 3-х часов уже уходили, убрав за собой территорию, все это видели. Далее, мы говорим: надо прекратить все пустопорожние курултаи, давайте создадим  такой конституционный институт. Он должен занять свою нишу. Неважно, в акаевские ли, в бакиевские времена,  или сейчас, в переходное время, есть только один путь считаться с народом. Мы говорим:  поставьте Курултай на конституционную основу, то есть, на Конституцию, принятую 5 мая 1993 года. Тогда мы стали независимым государством и сбалансировали все ветви власти- Президента, Правительства, Жогорку Кенеша, Суда, никто не тянул одеяло на себя. Эту Конституцию писал достойный состав людей, стремившихся построить настоящее государство. А после этого, сколько Референдумов провели с целью сосредоточить власть в руках одного человека. Все эти наносы надо ликвидировать. Нам надо вернуть Конституцию 1993 года на место, и  четко обозначить под  «народными представителями» - «Народный Курултай». В этом случае Жогорку Кенеш будет заниматься только вопросами законодательства. Тогда  исполнительная власть во главе с Президентом будет держать отчет перед  представителями, прибывшими от имени народа.                                                                 

-Вы, как политический деятель, поддерживаете возвращение  в Кыргызстан президентского правления, о чем сегодня подтвердили  нам. Почему Вы пришли к такой мысли? Вероятно, это- Ваше внутреннее убеждение?

-Если посмотрите внимательно, в Кыргызстане сейчас  никакая власть ни за что не несет ответственности. Стоит упомянуть Президента, у нас перед глазами всплывают образы Акаева и Бакиева. Но ведь проблема не в институте, а в самой личности. В подтверждение давайте сравним Россию времен президентства Ельцина, и после прихода Путина. Разница как между небом и землей. Следовательно, причина -в личности, в самом человеке. Все зависит от того, кто именно руководит страной. А  какого человека избрать своим руководителем, зависит от народа. Чем выше ответственность народа и его сознание, тем  с большим успехом он выберет подходящего для себя руководителя. У нас  исход выборов решается  деньгами, угощениями, водкой. Народ иногда недоволен, что в Жогорку Кенеш попадают  не очень хорошие люди. Тогда зачем он голосовал за этих людей? В день голосования  наступает короткая «счастливая жизнь» - вкусная еда, водка, концерты, национальные игры. Нынешние во главе с Отунбаевой заявляют: «В Парламент проникли преступники». Но есть же ЦИК, который обязан проверять, кто есть кто, еще до их регистрации. В таком случае, почему они не проверяли?!  А когда все закончилось, разводят руками: оказывается, так получилось». Это же – безответственность. Я хочу  сказать, что кыргызское государство – маленькое государство, и только один Президент должен /должна  лично своей собственной головой  нести полную ответственность. Пока будет продолжаться такое положение как сейчас: «Я – хороший/ хорошая, а Правительство-плохое. Правительство хорошо работает, а Парламент принимает неправильные законы», то есть, все те же игры «иди к такому-то отцу, к такой-то матери»,  Кыргызстан будет находиться в очень большой опасности. Нас от большого несчастья  оберегает пока только  милость Создателя.

-Следовательно, кыргызский народ дважды сильно ошибся, с огромным скандалом изгнав обоих. Есть ли гарантия, что и в третий раз так не случится? Ведь  все они говорят очень красивые слова, и меньше чем за 1 -2 года начинают портиться.

-Кыргыз–сознательный человек, но, хотя мы видим мир глазами, по простоте многого не замечаем. Как я уже говорил,  кыргызы впереди всех по смене власти, совершению революций. Однако, мы разумом, в своем сознании, в своем внутреннем духовном мире  не совершили революцию. По-прежнему поддаемся  пустым  и ложным ощущениям «чести и достоинства». Мы говорим: «пусть будет наш, от нас. А что тот нам даст? Что он сделает для нас?» Во множестве случаев задаем надоевший вопрос: «А что он сделал?». Но для получения искомого, мы сами не можем научиться внимательно наблюдать за всем, анализировать, выбирать человека. Пока мы можем  выбирать на базаре отличного барашка или жеребенка. Хотя мы хорошо научились выбирать скот, но человека выбирать еще не научились. При выборе лошади или барана мы опираемся на вековые кыргызские  священные обычаи и традиции. При выборе человека мы опираемся не на разум, а на  свое «пузо», а также на свою «глотку» и «карман». Для самого народа было бы правильным не просто хлестать плеткой и выгонять  власть, но и на себя взять долю ответственности. Куда не придешь, везде говорят: «Мы- то хорошо поддержали чистых граждан, а вот верхний айил подкачал». И в Парламенте то же: «Мы-то собираемся идти верной дорогой, но представители другой партии не соглашаются». Придешь в партию: «Мы-то согласны, а вот те отказываются». Вот такая безответственность. 

-Значит, Вы верите, что в третий раз не  будет ошибки?

- Пусть Бог даст нашему кыргызскому народу в первую очередь здравомыслия. От предков осталось хорошее выражение: «воздать справедливость». Если мы будем заблуждаться в погоне за деньгами, у нас не будет прав  обижаться на кого-то.

-Мы затрагивали тему президентства. Вы и сейчас говорите: « Нынешняя Президент Кыргызстана Роза Отунбаева – «самозванка», как бы намекая, «скоро сами увидите». Это высказывание  для многих осталось  загадкой с секретом. Коль сказали «А», может, скажете и «Б»? Многие недоумевают: « по какой причине  этот знаменитый политик так назвал первого человека в государстве? И когда «посмотрим.?»…

-Я не воспринимаю этого человека как первое лицо государства. Причина в том, что на Референдуме в бюллетене не было фамилии Отунбаевой. Во-вторых, не стояла задача ставить этого человека Президентом. Это-голая выдумка временщиков. Я и ей самой говорил, сидя в ее кабинете,  что уважаю ее как женщину, одну из дочерей кыргызского народа,  но никогда не восприму ее в качестве Президента. Р.Отунбаева останется в истории как сама себя избравшая женщина Президент. Больше никакой славы за ней не останется. Вы попросили  вслед за «А» назвать и «Б». После ухода Отунбаевой с поста больше половины Кыргызстана станет говорить о ней. Это стало нашей традицией. Критиковавшие Акаева при его президентстве  были «чудищами», а после его ухода   половина страны стала «героями».Те, кто возносил Бакиева похвалами, уже 8 апреля «расчирикались:  достали  мучения и унижения этого человека». C Отунбаевой теперь произойдет то же самое: «да брось ты, дорогой,  мы ее за президента и не считали, как мы можем назвать человека президентом, если он сам себя избрал?».Запишите эти слова для истории. Придут дни, когда мы их повторим.

-Вы  сами дайте нужную оценку моим  словам: некогда вы говорили об Отунбаевой как об очень близком единомышленнике? Мне кажется, что находясь с ней в одной партии, вы сообща боролись против Акаева, и вместе ходили под ручку …

-Мы с этим человеком не состояли в одной партии, так как я вообще не состоял ни в какой партии, возможно, входили в одно движение.

-Извините, в движении…  которое называлось « Ата-Журт», кажется …

-Я всегда старался не входить ни в какие движения. Коллеги спрашивали: «Кто Ваши друзья?», а друзей-то нет. Я ответил: «говоря по-русски, я – одинокий волк». Понятно же, что у каждой группы полно своих интересов, а потом у них начинается крик-шум, свара, и они исчезают. Для сохранения себя как человека лучше избегать по возможности  слияний с группами. И сейчас находятся те, кто выдает желаемое за действительное: «говорят, эта партия объединяется с той», деля шкуру не убитого медведя за моей спиной. На сегодня наша партия «Бутун Кыргызстан»  ни с кем не договаривается. Если будут такие моменты, мы уточним: с какой целью?  В каком направлении? Партия «Бутун Кыргызстан» отказывается  выводить людей на улицы. Мы против организации незаконных митингов. «Бутун Кыргызстан» не приемлет идею насильственной смены власти через беспорядки и столкновения. Пока мы не  привыкнем и не научимся  культурным путям и способам, так и останемся посмешищем для друзей и объектом злорадства  для  врагов, мы не должны позориться.

-Кроме « Бутун Кыргызстана», положительных взглядов на президентское управление придерживаются  партии «Ата-Журт» и «Ар-Намыс», поэтому и возникают слухи, наверное… Разве не может возникнуть сотрудничество  определенного уровня при одинаковой цели…

-До сего времени это является большой ошибкой политиков. Дескать, давайте переплывем эту реку, а когда ступим на противоположный берег, тогда и поговорим. Но ведь все проблемы начинаются после перехода на тот берег. Поэтому мы должны обдумать все, еще находясь на этом берегу: с какой целью мы должны переплыть на тот берег реки? А какая политика будет проводиться при достижении того берега? Останутся  ли в нас  на высоком уровне  человеческие качества, или они будут забыты, и их сменят политические? Разница между ними велика. Если кто-то согласится принять предложения партии «Бутун Кыргызстан» идти по нашей дороге, мы переговорим с ним еще на этом берегу. Мы готовы идти вместе рука об руку с согласными, поскольку это не есть внутренние амбиции  нашей партии. Все видят, что случается, если смотреть безучастно и думать о своем благополучии. Я тоже мог бы благополучно отсидеться. Но вы посмотрите на отношение соседей к нам, какие статьи пишут о нас зарубежные СМИ. А ведь можно позавидовать, что родился кыргызом. Когда-то мне задали вопрос:  «что такое для вас счастье в этом мире?». «Бог создал меня мусульманином, и более того, кыргызом – в этом для меня счастье»,- ответил я.  А сейчас некоторые говорят: «мне стыдно признаваться, что я – кыргыз». Твоей вины нет, ты не причастен к этому. Если  же кыргызские руководители довели до такого уровня, тогда ты, как настоящий кыргыз, должен выйти на борьбу.

-Вследствие схожести ваших целей  по возвращению президентского управления, не ведутся ли у вас переговоры с «Ата-Журтом» и «Ар-Намысом»?

-По данному направлению переговоры не проводились. Я бы поставил памятник Акылбеку Сариеву, что  прошедшему по всем требованиям в Парламент  «Бутун Кыргызстану» он поставил заслон: «не прошли». Мы избежали последующих беспорядков. Во-вторых,  сторонники президентского правления, в отличие от нас, сидят в Парламенте. У них есть полное право и все возможности поднять этот вопрос.

-Вы говорите о разных материалах, написанных нашими соседями-друзьями. Не могу дать гарантии, не уверен, были или не были они во время выборов. Я ориентируюсь на зарубежные интернет сайты с аналитическими материалами о нас:  за спиной этой партии стоит это государство, а за спиной той партии- то государство поддерживает. Так же говорилось о том, что за кулисами «Бутун Кыргызстана» стоят определенные силы из России и Казахастана. Мало того, пояснили так: «Они свои проекты продвигают через Мадумарова и его партию», прокомментируйте это?

-Не дай Бог. Они не говорят о партийных лидерах с их тайными встречами и переговорами. А вот о Мадумарове, колесившему по Чаткалу, Алаю, Ат-Баши распространяют такие вещи, оставляю это на их совести. И вообще, многие люди чувствуют себя голодными, если не «перемоют мне косточки». Правильно говорил Шекспир: «насколько яснее небо, настолько темнее кажется  облако». В отличие от других партий я вообще не покидал пределы Кыргызстана. За моей спиной в первую очередь стоят Создатель и кыргызский народ.  Судьбу Кыргызстана должен решать только кыргыз.

-Во время Ваших поездок и общения с народом говорили, что в Таласе и Кочкоре Вас встречали не в соответствии с кыргызскими традициями. Я это к тому говорю, что у нас усиливается землячество. Что скажете на это?

-Для нас нет врага хуже, чем землячество, подъедающее наши корни изнутри подобно паразиту. Кыргызов не может завоевать ни один внешний враг. Главное, чтобы кыргызы между собой не «раскололись». Понимающие это наши друзья в кавычках сильно раздувают проблему. У нас, кыргызов, один отец и одна мать. Чтобы стать кыргызом, мало родиться кыргызом. Мы видим много кыргызов, не умеющих говорить на родном языке,  не видящих снов и не умеющих объяснить состояние своего сознания и души на кыргызском языке. От них не исходит дух кыргызов. Поэтому нам надо подводить под уголовный кодекс тех, кто манипулирует понятием землячества. Кто бы не разжигал этот вопрос, мы должны воспринимать его как врага кыргызов. Во-вторых, затронутый вами вопрос (о встрече) говорит о заранее проведенной «зловонной» подготовке  перед большими политическими мероприятиями. По нашему прибытию уже в границах Кочкора нас встретили 17 матерей-героинь в белых элечеках (кыргызский женский национальный головной убор взрослой замужней женщины-прим.gezitter.kg), аксакалы в белых калпаках, в соответствии с кыргызскими национальными традициями с хлебом-солью, со сливками и сливочным маслом, которые дали нам свое благословение. Почему же об этом никто не говорит?  Прибыв в Талас, мы встретили такое же радушное отношение. Когда выпускают 4- 5 человек, заставляя их верещать, что они, якобы, представители «народа всей Таласской области», это указывает на злокозненность. Точно так же прокричат 4 -5 человек в Кочкоре «от имени народа всего Нарына», и это тоже – злокозненность. В какой бы уголок кыргызской земли мы не пошли, это все – наша родная земля, орошенная общей пуповинной кровью. Нам не искоренить землячества, пока мы не внедрим понятие  «я - кыргыз», а не я –ошанин, нарынчанин, таласец и так далее. Хоть мечом, но мы должны разбудить наше сознание.

-После июньских событий и зарубежные, и местные правозащитники, политики, аналитики начали говорить, с одной стороны, об «усилении национализма кыргызов», а с другой стороны, о «сильном подавлении прав» малых народов или национальных меньшинств. Какую оценку этому  Вы можете дать как деятель, ранее курировавший этот вопрос?

-Я не присоединяюсь ни к одной из сторон. Отвергаю информацию как об усилении кыргызского национализма, так и о подавлении национальных меньшинств. Волей судьбы представители других национальностей здесь родились, поэтому они должны говорить «я- кыргызстанец». С другой стороны, если ты – кыргыз, не надо раздуваться пустыми чувствами мнимой чести и гордости. Что толку бить себя в грудь: я – кыргыз, если  вреда от такого кыргыза больше, чем пользы. Поэтому должна функционировать государственная политика, имя которой – идеология. Идеология передается через кровь вместе с тысячелетним генетическим кодом  от предков кыргызов. Ее не внедришь законодательным путем, она или есть у тебя, или нет. Глубоко заблуждаются те, кто хотел бы исчезновения кыргызов. Кыргыз не пропадет совсем. Поднимающие шум: «кыргызы исчезают», не заложили даже камешка в фундамент для укрепления кыргызского государства, но своими криками раскалывают камни. В доме, где живут хулиганы, каждый хочет стать главарем. У нас сейчас так и происходит. Эту горькую правду мы должны признать.

-Многих интересует вопрос: « Чем занимаются Мадумаров и его семья в свободное время? На какие средства  живут, нигде не работая?»  Поскольку Вы – политик, я вынужден поневоле задать этот вопрос.

-Как говаривал наш аксакал Калыгул: «Кто-то пресыщен жирным мясом, а кто-то довольствуется  милостью Создателя, и оба одинаково живы. Может быть, у второго даже больше возможности почувствовать радость этой жизни». Я тысячу раз благодарю Бога за свою долю. Слабость человеческая никогда не предоставит мирских благ, и не возвысит человека, и то, что она дает–не усваивается, если на то не будет  благословения Создателя. Мы не лишены «хлеба насущного». Благословением Бога у нас есть родители. Не говорите, что мы сидим на шее у родителей; у них есть кое-какое хозяйство. Только когда неожиданно приходят гости, мы бегаем на базар купить немного мяса, масла, риса, фруктов, овощей, а в остальное время не ходим на базар. И когда работал на государственных службах, у меня не было желания урвать «жирное». Каким раньше был мой образ жизни, в бытность  Государственным секретарем, спикером, депутатом, таким и остался. Наша жизнь осталась на том же уровне. Мы должны научиться быть довольными тем, что имеем. Мы ничем не хуже и не лучше других.

-Когда у некоторых политиков спрашиваешь, «есть ли у вас какие-либо неисправимые недостатки?», кто-то отвечает: «всю жизнь опаздываю, даже выйдя на полчаса раньше, все равно опоздаю». У Вас, наверное, тоже есть  укоренившиеся недостатки?

-Недостатки есть у каждого человека. Как высказался Чыке ага (Чынгыз Айтматов- прим.gezitter.kg): «Очень трудно быть человеком в этом мире. Еще труднее каждый день сохранять в себе человека». Иногда досадуешь, злишься,  огорчаешься за себя. Иногда хочется махнуть рукой, когда твои старания объяснить проблему встречают непонимание. В такие моменты нужна выдержка. Мой недостаток – иногда не могу сдержаться от злости и гнева.

-Люди тоже говорят, что Вы быстро обижаетесь и досадуете. Значит, Вы признаете за собой недостаток выдержки?

-Мало признать, надо постараться избавиться от недостатка.

-В свое время Вы достигли статуса второго лица в стране, по Вашему же выражению, милостью Бога. Лучше  вести разговор в открытую. Пишут, что: «Мадумаров не смог поднять такой груз, а ведь у него были отличные возможности. Он неверно поступал, выгоняя из зала заместителей министров. Он же создал предпосылки для продажи Каркыры».  Вы не считаете это своей ошибкой?

-Ничего из перечисленного я не считаю ошибочным. Я горжусь. При повторном предоставлении такой возможности я бы сделал то же самое. А что делать, если министр или его заместитель выходят на трибуну Жогорку Кенеша-первую трибуну кыргызов- в футболке, джинсах? Пусть меня не уважают, а уважают структуру кыргызской власти. Нет, я никогда не сожалею об этом. Относительно Каркыры, этот вопрос поднимается с умыслом  в преддверии политических компаний. Все хорошо знают. Этот вопрос был обозначен и решен в 2002 году во время Аскара Акаевича. Кое-кто, ведомый чертом, ломает себе голову, что бы такое натворить за спиной у Мадумарова и навредить? Оставляю их на усмотрение Бога. Когда я был торага, я не давал согласия и не подписывал программы разгосударствления  сферы электроэнергетики и предприятий, в противном случае  не было бы даже речи о спикерстве. Я не тот человек, который послушно соглашается на все предложения Президента и Правительства, и ходит у них на веревочке. Пройдут годы, настанет день, когда признают правильными мои тогдашние решения.

-Вы рассказывали, что Ваш дедушка был молдо. Сами же достигли статуса спикера. Сейчас в обществе обсуждают вопрос: давать разрешение  читать намаз в Парламенте, открыть там комнаты для молитв? Как бы Вы оценили это?

-Это не говорит о мусульманском фанатизме. Я воспринимаю это как политическую спекуляцию. Нельзя же кидаться из одной крайности в другую. Раз кыргызы родились мусульманами, то вера сама по себе находится в нашей груди, она не смотрит – разрешает закон или не разрешает. Чтение намаза это – одна из 5 обязанностей мусульман (парз-обязанность). Мусульмане выполняют парз по велению души независимо, будет ли официальное решение или нет. То, что этот вопрос выносится в  Жогорку Кенеше – не более, чем политические торги.

-Работая некогда Государственным секретарем, в своем рабочем кабинете Вы повесили плетеную камчу (плетку-прим. gezitter.kg). Журналисты вспоминают Ваши слова: «Сейчас кыргызы нуждаются в такой плетке». В связи с чем у Вас возникли такие мысли?

-Мы должны воспринимать «камчы» как священный предмет  кыргызов. У меня дома в двух комнатах висят камчы. Когда я говорю: «нам не хватает камчы», я подразумеваю: «нам  не хватает порядка». Мы чрезмерно вышли за края. Условием справедливого правления власти должна стать справедливость самой власти. Стоящий во власти человек сам должен быть символом справедливости. Мой отец 40 лет работал учителем в одной школе, сейчас отдыхает. Он говорит: «У падишаха взгляд должен быть грозным, а сердце – нежным. Он должен обращать свой гнев на подчиненных «чиновников», а нежность – на простой народ». У кыргызов в первую очередь  камчы олицетворяет гнев. А у нас падишахи делают наоборот: нежность обращают к своей семье и близким, а гнев – к народу, вот вследствие этого Кыргызстан дошел до нынешнего состояния.

-Если Вам доведется управлять страной, Вы снова повесите камчу?

-Обязательно камча будет сопровождать.

-Кыргызстан снова стоит перед выборами. Надеемся, осенью пройдут президентские выборы. А Вы пойдете на президентские выборы, и  верите ли в свою победу?

-Во-первых, это в руках Создателя. Ведь говорят: «никто помимо Творца не знает, что произойдет через мгновение». Во-вторых, в ситуации нестабильности в Кыргызстане неизвестно, когда пройдут выборы, их могут как ускорить, так и отодвинуть дальше. Оставлять на поздний срок нельзя. Уже записано в Конституции. Однако, сейчас никто даже не заглядывает в Конституцию. Если вы помните, и в 2002 году наши коллеги задавали такой же вопрос. Я тогда ответил словами Суворова: «не люблю болтать, люблю биться». Сейчас каждый второй может выйти: «я буду Президентом». Но, понятно, что станешь Президентом, если у тебя «на роду» это написано, а если нет, то не станешь. Поэтому, посмотрим, примем решение. Первыми узнаете вы, коллеги из СМИ. Как только будет принято решение, в тот же день постараюсь донести до вас.

Примечание Gezitter.org: Фотография обновлена 24.01.2017 в 04:29

Автор: Наралы АСАНБАЕВ
Источник: газета "Жаны ОРДО" № 1 от 14.01.2011/ стр.6,8,10

Комментарии: