
Б.Наргозуев, экс-депутат: «Канат Исаев вступил в тайные переговоры с Текебаевым…»
«Канат Исаев вступил в тайную связь с Текебаевым, старался осуществить различные политические интриги»
- Бегалы агай, смена лидера во фракции «Республика» стала следствием несовпадения мнений между Канатом Исаевым и Омурбеком Бабановым, или же глава правительства, чувствуя свою отставку, проявил изворотливость и с целью остаться в должности ставит лидером личность, пользующуюся авторитетом и уважением в народе?
- По моему мнению, есть несколько причин тому. Смену лидера нельзя увязывать только столкновением Бабанова и Исаева. Этот вопрос включает в себя проблемы еще шире, глубже. Во фракции «Республика», как и в других фракциях – СДПК, «Ата Журт», «Ата Мекен», «Ар-Намыс», есть несколько политических группировок. Говоря точнее, в «Республике» действуют 4 политические группы. Это группа Алтынбека Сулайманова – 8-9 депутатов, группа Омурбека Бабанова – 6-7 депутатов, группа Бакыта Торобаева – 3-4 депутата, группа Каната Исаева – 2-3 депутата. Среди них группы Бакыта Торобаева и Каната Исаева объединились, создали альянс, начали работать против лидера партии, премьер-министра Омурбека Бабанова. Главная основа конфликта – недовольство, вызванное распределением между группами ресурсов, выданных во владение фракции от коалиционного дележа. К тому же Канат Исаев и Бакыт Торобаев открыто объявляли о наличии у них премьерских амбиций в следующем правительстве, которое будет сформировано. Если премьер будет с юга, то говорят, что на должность пойдет Бакыт Торобаев, а если с севера, то Канат Исаев. В то же самое время группа Алтынбека Сулайманова до сегодняшнего дня придерживалась равно объективной позиции. Помимо того, Алтынбек Сулайманов до сегодняшнего дня не демонстрировал в себе премьерских амбиций. Еще один факт важной значимости – лидер фракции Канат Исаев, не посоветовавшись с коллегами из фракции, вступил в тайную связь с лидером другой фракции Омурбеком Текебаевым, пытался осуществить различные политические комбинации, интриги. Таких недовольных депутатов можно найти в каждой группе. Вот вследствие подобных причин вопрос постепенно дошел до созревания, и это политическое решение не одного только Омурбека Бабанова. Здесь сыграли роль многие факторы.
- В обществе, как ветром, разнеслись разговоры, что Бабанов с целью привести к общему знаменателю разнообразные взгляды во фракции (объединяет) группы во главе с Бакытом Торобаевым, Алтынбеком Сулаймановым, и это станет самостоятельной большой силой - по причине таких слухов Бабанов отдал должность лидера Алтынбеку Сулайманову. Может ли быть такое?
- Нет, это ошибочное мнение. Бакыт Торобаев и Алтынбек Сулайманов давно уже большая сила во фракции. Если бы Алтынбек Сулайманов на парламентских выборах не собрал 64 тысячи голосов, а Бакыт Торобаев – 58 тысяч голосов, то партия «Республика» не превратилась бы в парламентскую. Полученных этими двумя лидерами на выборах в 2010 году голосов не смогли собрать, даже объединившись, все остальные лидеры. Тот же самый лидер Канат Исаев получил всего 4 тысячи голосов. К тому же сейчас Алтынбек Сулайманов и Бакыт Торобаев остались по разные стороны баррикад. Должность лидера фракции не один Бабанов отдал Алтынбеку Сулайманову: «На!». Это итоги различных политических компромиссов.
- «Мы дружные, в согласии, все провокационные слова, сказанные о нас – это сплетни», - неспроста появились такие точки зрения во фракции «Республика». Чем закончится борьба Исаева, Бабанова? Если один лишится мандата, то другой будет отсранен от должности?
- Не следует делать из этого трагедию. Сейчас во всех фракциях парламента тайно и открыто идут такие же политические процессы. Это внутренние процессы, ну, а в борьбе с внешними оппонентами многие члены фракции могут собраться под одним знаменем. Каната Исаева никто не может лишить мандата. Что касается премьер-министра Омурбека Бабанова, то, хотя над его головой нависла черная туча, его отстранение от должности еще не факт. Если он создаст отличные политические комбинации, реализует их, то, возможно, Бабанов по обыкновению может выйти сухим из воды.
- Кроме того, в партии “Ата-Журт” положение тоже неспокойное, противоборства нарастают, разделились на две стороны. Камчыбек Ташиев с целью очищения партии провел съезд без единого прежнего соратника по идеям, объявил, что в его команде только Садыр Жапаров, Дастан Жумабеков, Талант Мамытов. Какими будут результаты вычеркивания Ташиевым тех, кто называет себя “я – ата-журтовец”?
- Партия “Ата Журт” была партией с самым большим в стране электоратом. Завоеванных ими голосов не смогли получить даже имеющие административный ресурс СДПК и “Ата Мекен”. Самое интересное - на выборах 2007 года обиженная партия “Ата-Мекен”, которой говорили: “Вы не прошли 5% порог”, - сама же, сидя во власти, используя в 2010 году административный ресурс, и то не получила 5% голосов. Наконец, реально управлявший страной в то время Алмаз Атамбаев и председатель ЦИК Акылбек Сариев вытащили партию за уши и дотянули до 5%. Уже из этого факта можно увидеть, что “Ата Мекен” в 2007 году даже не приблизился к 5%. Просто на основе лжи поднимали истошный крик: “Наши голоса украли”, - не знаю, как они теперь ходят, не стыдясь? Ну, а то, что сейчас партия с самым большим электоратом в стране - «Ата Журт», наподобие «Ата-Мекена», изнутри загнивает - это закономерное явление.
По моему мнению, различия в «Ата Журте» превратились в большую трещину. Поэтому партия расколется минимум на две. Одна часть отколовшихся может как в пословице, решить: «Насытился я байской дочкой», - и партию отдать Камчыбеку Ташиеву, создать другую партию с другим названием. Если так произойдет, то на будущих парламентских выборах «Ата Журт» не сможет получить больше всех голосов, как раньше. Она уже не будет партией с самым большим электоратом в стране.
А если, как вы говорите, Садыр Жапаров открыто объявит: «Я в команде Ташиева», - то его атакуют и свергнут с лидерства оппоненты внутри фракции, даже не сомневайтесь в этом.
- Кому принадлежит партия «Ата Журт»? Чей вклад в основание данной партии больше? Чье место выше на политической арене?
- Насколько мне известно, основателем идеалистической партии «Ата Журт» был футуролог-ученый Базарбай Темишев. Знаю, что этот человек получал в становлении партии много финансовой и моральной помощи от Акматбека Келдибекова. Позднее Камчыбек Ташиев с Садыром Жапаровым взялись поддерживать. Поскольку здесь вопрос сильно усложнился, трудно сказать что-то определенное. По моему мнению, Акматбек Келдибеков по привычке проявит джигитство, отдаст партию Камчыбеку Ташиеву и Садыру Жапарову, а сам заложит основы новой партии. На это у него достаточно политического капитала, финансовой мощи и электоратных возможностей.
Но вы можете не сомневаться, внутри фракций в парламенте будут большие схватки.
- Не станет ли разделение партий по частям причиной обострения политической ситуации осенью? Предполагают, что положение в «Ата Журте» специально приурочили к роспуску парламента, дело сделано по согласованию. Может ли такое быть?
- Есть силы, желающие распустить парламент. Но реально провести это в жизнь под силу только одной президентской власти. Есть силы, провоцирующие сегодняшнего президента, как и предыдущих. Они твердят: «Политика бывает такой, если распустим парламент, то в течение полугода-года у нас будет абсолютная власть, за это время мы укрепим свою власть, на следующих парламентских выборах мы приведем больше своих сил», - такими аргументами они строят планы. Чем все кончится - один Бог знает. Осенью какие-то силы, прикрывшись революционным движением, окружат Белый дом, не пропустят депутатов, тогда понимайте, что президент распустит парламент.
- Бабанов сказал, что телефоны чиновников будут прослушиваться, а борьба с коррупцией остается в силе. Не перехлестывает ли он, говоря о телефонных прослушках?
- Каждый политик по природе своей бывает популистом. Эта инициатива в хорошем значении слова является популистской политикой. Такие инициативы от души нравятся электорату. Но в кыргызской Конституции гарантирована тайна личной переписки, тайна телефонных переговоров. Как можно это нарушать? Стоит кому-то написать расписку, и уже можно нарушать Конституцию? А куда мы денем специальные статьи Уголовного кодекса?