А.Кельдибеков: «Государство должно сегодня решать проблемы людей, предлагающих: «Продам почку», - иначе завтра может быть поздно»

Автор: Улан АЛЫШБАЕВ
Кербен Кербен
Обратите внимание на дату публикации.

- Акматбек мырза, перед входом в Жогорку Кенеш висит плакат: «Продам почку для погашения кредита». Вы обращаете внимание на этот вопрос?

- Вопрос с кредитами превращается в очень острое дело. Сколько людей мы рассматриваем в комитете. Из ранее взявших кредиты 16 человек покончили жизнь самоубийством, став банкротами, не сумев выплатить кредит (подвергшись разным несчастьям: умер близкий человек, засеянные поля смыло селем). Некогда государство существенно увеличило число микрокредитных компаний с намерением – пусть они помогут народу. Они были созданы с целью оказывать поддержку народу, находясь вблизи, с процентными ставками ниже, чем в банках. Так ведь ставки кредитных компаний поднялись до 100%. Что это за дела? Кредитные союзы, идя в села, знают о юридической безграмотности народа и многие обманывают людей. Простой народ подписывает бумаги, услышав, что раздают деньги. Они не задумываются, под чем подписываются. Сам по себе кредит, выданный под 30% годовых для бизнеса или сельского хозяйства, погружает заемщика в долги. Процентный показатель кредита не должен превышать 12%. Правильно говоришь, уже появление предложения: «Продам почку для выплаты кредита», - должно заставить нынешнюю власть задуматься. Когда я был спикером, то принимал хоть 10 пришедших человек, давал поручения соответствующим комитетам. У некоторых вопросы решались. Сейчас перед зданием каждый день митинги. Это говорит о слепоте государства, не видящего проблем народа. Если бы правительство не показывало каждый день по телевидению официальные собрания в качестве работы, а рассмотрело вопрос с продающими почки людьми, то избавилось бы от одной проблемы.

- Депутаты не вносят в правительство предложений по улучшению деятельности микрокредитных компаний?

- Сейчас я ввел мораторий. Будут выставлены вопросы: под какой процент должны выдавать средства микрокредитные организации, каким должен быть их капитал, можно или нельзя выставлять под залог дома, жилье, какова сумма выдаваемых денег, и подобные вопросы. Если человек берет кредит для посевов, то должен ставить под залог осенний урожай зерновых, тогда кредитные организации будут заинтересованы дожидаться созревания этого урожая. А кредитодателям все равно, когда они дают деньги под залог дома или земли. Им нет дела, если урожай не взойдет, а скот погибнет на жайлоо, и крестьяне потерпят ущерб. В договоры надо ввести форс-мажор. В других странах в случае снесения селем земли заемщика, кредитная организация выдает ему второй льготный кредит. Крестьянин получает возможность отработать первый кредит и закрыть второй. А у нас кредитные организации для облегчения собственной жизни отбирают под залог земли. Если крестьянин не сможет выплатить деньги, они вырывают у него (землю). Увеличение количества желающих продать почки – из-за хаотичной работы микрокредитных учреждений. Мораторием охвачен и вопрос упорядочения хаоса.

- Вы много поднимаете вопрос о мигрантах за рубежом, что еще добавите к этому?

- Находящиеся за рубежом мигранты в общей сложности приносят государству 3 млрд. долларов. Как бы велика не была их польза для Кыргызстана, к ним продолжают относиться равнодушно. Трудовые мигранты сохраняют стабильность макроэкономики Кыргызстана. По этому делу мы поднимали вопрос на заседании. Кто думает о кыргызах, сталкивающихся с затруднениями в России? Некоторые не могут вернуться из-за потери документов, а некоторые умирают там, получают увечья, некоторые вообще не возвращаются. Когда байкеры России попали в тюрьму в Ираке, вмешалось российское государство и вытащило их из тюрьмы. А у нас все равно - умирает ли человек. Надо создать условия для мигрантов, хотелось бы сказать, следует укрепить правовую базу среди других государств, и в этом отношении поддерживать мигрантов.

- И в туризме есть немало проблем, а что беспокоит вас?

- Народ священного озера Иссык-Куль полностью понял необходимость туризма. В событиях апреля 2010 года иссык-кульский народ не разрушил пансионаты, проявил благоразумие и смог сохранить свои богатства. В один хороший туристический сезон туристы оставляют у нас прибыль до 300-400 млн. долларов. Если подсчитать, начиная от простого обеда и до ночлега, то это ведь кормит местный народ. Государство должно принимать меры по сохранению экологической чистоты озера, его содержанию. Было бы достаточно установление государством на озере 3-х современных крупных водоочистительных сооружений. Сейчас каждый пансионат строит самостоятельно. Один Бог знает, по какой технологии. Поэтому государству надо бы взять вопрос в свои руки, самому построить, подсоединить к ним (сооружениям) каждый пансионат вдоль побережья, ввести плату, и тогда были бы и порядок, и чистота. Мы вдвоем с Максатом Сабировым подняли инициативу о генеральном плане Иссык-Куля. Озеро стоит, любой желающий распродает землю. Конечно, раз земля в собственности народа, он сам знает, что с ней делать, однако генплан надо создать. У государства должен быть готовый генплан, предусматривающий: здесь должен стоять 5-ти звездочный пансионат, там – парк, с этой стороны – аттракционы, а здесь – провести дорогу. Было бы хорошо вручить готовую карту в руки желающим строить, чтобы не мучить их. Насколько хорошо улучшим окрестности озера, превратим в современные туристические места отдыха, настолько больше государство получит дохода, жизнь народа улучшится. И сейчас еще человек, прибывший из зарубежья и разок искупавшийся в озере, обязательно возвращается во второй раз.

- Стали говорить: «Пусть депутаты не ездят отдыхать в другие страны, а отдыхают на своем Иссык-Куле». А где вы в большинстве случаев отдыхаете?

- Я, в принципе, люблю отдыхать на нашем Иссык-Куле.

- Вы думаете, сегодняшние недовольства народа проистекают от поднятых вами вопросов?

- Конечно, если туризм не будет развиваться, а права мигрантов открыто растаптываются, внутренняя экономика не поднимается, средств недостаточно, кредитные организации самоуправствуют, будто и этого мало, горнорудная отрасль коррумпируется, то, конечно, возникнут недовольства народа.

-  Говорят, что у сегодняшней оппозиции, прикрывающейся народным недовольством, кроме митингов, сил уже ни на что не осталось. Как бы вы ответили на это?

- Неправильно говорить, что на другое не осталось сил. Мы можем назвать истинно народным митингом тот митинг, на котором народ выдвигает требования, народ собирается и сам приходит. Как раньше, им деньги не раздаются. Идя на встречи с народом, мы поднимаем и выносим его просьбы. Вспомним события 2010 года, как народ настрадался. Мы выставляем требования на основе законов. И людям объясняем. Когда правительство работает правильно, а страна процветает - так они сами безмерно хвалятся, то оппозиция ничего не сможет сделать. Ну, а мы не намерены политизировать недовольства народа. Что, нам надо обязательно собрать 10 000 или 30 000 человек и идти крушить Белый дом?

- Каковы ваши аргументы на высказывания в народе: «Все деньги потрачены на поднятие юга, а север, особенно иссык-кульский народ, остался без присмотра»?

- Само по себе неверно делиться на север и юг. Каждой области из государственного бюджета выделяются деньги, кроме того, существуют показатели на каждого гражданина в каждой области. Ошская область по распределению (объема) стоит на 5-м месте, а Иссык-Кульская – на 4-м. На самом 1-м месте стоит город Бишкек. А первой причиной  строительства домов, заметных глазу строений на юге – в Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областях - является то, что подавляющая часть мигрантов за рубежом – выходцы с юга. Я пытался найти ответ на вопрос, по какой причине миграция с юга Кыргызстана больше. Причина в том, что на юге на каждого гражданина или семью приходится только по 3-4 сотки земельного участка. Нашей семье тоже досталось столько земли. Там представляет большие трудности выпас скота. Из-за нехватки земли нет работы. Когда говорят, что на юге у кого-то есть10 гектаров земли, это воспринимают как анекдот. Для улучшения жизни народа одно поколение целиком превратилось в иностранных мигрантов. Благодаря им на юге происходит рост и развитие.

Недавно был в Москве, зашел в один ресторан, а там работает 8-9 кыргызов. Они приехали из всех областей, и 6 из них оказались выходцами из южных районов. Если когда-то в одном селе было 3-4 машины, то сейчас в каждом дворе есть по 1-2 машины. Источником и причиной такого улучшения жизни народа стало не государство, а эти мигранты.

- Похоже, в этом году мы сильно хромаем и в сельском хозяйстве. Что вас беспокоит как экономиста?

- Вследствие дефицита ГСМ, его нехватки, в прошлом году во многих местах не засеяны озимые. Там, где не засеваются озимые, не бывает урожая. Не будем отходить далеко, посмотрим на поля вокруг Бишкека, посевы зерновых не поднялись, пожухли, а сколько земель осталось не возделанными, свободными. Этой осенью жизнь осложнится. Будем доставлять к себе хлеб, муку от казахских братьев. Это все является последствием равнодушного отношения государства, когда было необходимо активизироваться в нужное время и в нужный час. Не будет пользы от популистской раздачи каждому по 10-20 тысяч, раздачи кредитов по 100 тысяч сомов. Вот говорят, раздали 2 млрд. сомов. А сколько на эти средства можно было поставить сельскохозяйственной техники, создать на все это техсервисы, и каждому селу уменьшить выплаты по разработке земли! Потому что не все заемщики, получившие льготные кредиты, кинулись вкладывать их в обработку земли, они потратили их на закрытие старых долгов, латание других дыр. На те же 2 млрд. денег можно же было в Нарыне построить огромный мясокомбинат, и 200 человек были бы обеспечены работой. Мясо, произведенное нарынчанами, не ушло бы по сторонам, продукция на месте бы перерабатывалась, можно было высококачественную мясную продукцию выставить за рубежом. Нам нужен не один год, а будущее.

 

Источник: газета «Кербен» № 5 (22) от 2012 / стр. 3

  https://www.gezitter.org/interviews/12055/ Ссылка на материал: