
Равшан Жээнбеков, общественный деятель: «Хотя я говорю «давайте больше склоняться к Западу», но понимаю реальность, мы не сможем отдалиться от России»
- Равшан мырза, после русско-украинского события мир поделился на два берега, мировая политика, экономика подверглись тяжелому положению. Очень сильно бьют последствия по странам с маленькой экономикой, зависимым от импорта. И до нас дошла волна. Не ошибемся ли, воспринимая нынешнее негативное воздействие на нашу экономику как крайний предел?
- С моей точки зрения, сегодня политико-экономическое положение Кыргызстана в значительно тяжелом положении. Давление экономических санкций на Россию, положение наших тамошних соотечественников оказывают прямое воздействие на нашу экономику. По последним данным Всемирного банка и Азиатского банка развития, на 30% сократились деньги, поступающие от работающих в России земляков. Также на положение народа влияет рост цен на товары внутри страны. Ошибемся, если скажем, что наше экономическое положение ограничится этим. Еще больше ухудшится, положение утяжелится.
- На какой критерий, служащий основой, вы ссылаетесь?
- Экономика России с 3-го квартала ухудшится. Введенные Западом санкции к этому времени начнут оказывать воздействие. Если ухудшится экономика России, это в обязательном порядке повлияет на нашу экономику. Наши отношения с Западом до сих пор не разрешились. От отношения той стороны к нам зависят многие вещи. И с Китаем инвестиционное положение конкретно не решается, остается открытым.
На нашу экономику повлияет то, каким будет осенью положение крестьян, фермеров, бизнеса. Поэтому власти следует принять во внимание эти обстоятельства, без опозданий принимать политико-экономические решения, и двигаться вперед.
- Правительство разработало и обнародовало антикризисный план. Это действие останется лишь временным?
- У любого правительства первым действием является пополнение бюджета. Благодаря этому выдает зарплаты, пособия, пенсии. Оснащение сегодняшних торговых центров кассовыми аппаратами – это правильная политика. Но у общественности складывается впечатление, как будто это проходит под давлением.
Думаю, целесообразно немного изменить, отпустить дела, интересующие предпринимателей. К примеру, если поставите кассовые аппараты, то дадим полугодовые каникулы, для работающих с кассовыми аппаратами сначала уменьшим налоги на столько-то, постепенно налог встанет на место – было бы замечательно проводить такую политику.
- Опасное положение у нас – это политика противостояния двух групп, или наша экономика, не могущая подняться выше?
- Опасное положение – экономика. Экономика безусловно повлияет на политику. По статистике Всемирного банка, у нас бедность дошла до 35%. Каждый четвертый гражданин Кыргызстана – безработный. ООН, аналитики говорят о возможности зарождения продовольственной угрозы, положение усугубится. Повышение цен внутри страны на сахар, масло, продукты питания тоже приводящий к политике вопрос. Поэтому политику государства надо проводить с умом, терпением.
- Во главе правительства стоит экономист Акылбек Жапаров. Этот человек объявил амбициозную программу, работает над ее исполнением. Чего не хватает Жапарову для стабилизации экономики?
- Акылбек Жапаров –один из считанных людей в Кыргызстане, который хорошо знает бюджет, финансовую систему, экономическую политику государства. Ему, как сильному экономисту, специалисту надо еще отпустить политику стимулирования. А иначе его действия оценивают как сильное давление. Сегодня на взгляд человека со стороны глава правительства не один лишь Акылбек Жапаров.
Обладают влиянием три человека вместе с президентом, главой ГКНБ. Обязательно влияют Садыр Жапаров как президент, Камчыбек Ташиев со стороны правоохранительных органов. Им троим надо вместе сесть и обсудить положение. Сегодня страна находится в кризисном положении. Начали появляться признаки опасности взрыва. Перед властью стоят такие важные вопросы как наполнение бюджета, поднятие экономики, своевременная выдача зарплат.
В сегодняшней ситуации в решении этих вопросов крайне тяжело найти хорошего премьера. Акылбеку Жапарову как опытному политику, экономисту лучше оставаться сидеть на месте. В политике используют такие политические ходы, как выпустить пар, временно остановить народ.
Если пойдут подобные игры и принесут премьер-министра в жертву, тогда сложно найти человека вместо Акылбека Жапарова. Можем сказать, вообще нет. Другому премьер-министру не по силам решить такой вопрос как заполнение бюджета, своевременная выдача пенсий, пособий, зарплат. Мы должны признать эту пусть горькую, но правду.
- Впереди был поставлен план довести бюджет до 400 млрд сомов. Возможно ли в нынешних условиях выполнить этот план?
- Да, доведение до 400 млрд сомов реально. Это сможет сделать Акылбек Жапаров. Но мы должны признать одну вещь. Кыргызстан не сможет жить без внешней поддержки. Собранные средства с налоговой и таможни не закроют полностью наши расходы. Поэтому мы будем вынуждены получать помощь от международных доноров.
- Вы говорите, многое завит от наших отношений с Западом. Но то, что наша экономика связана с Россией, мы не сможем порвать с ней – это же реальность. Как мы это опровергнем?
- Хотя я говорю «давайте в политике с точки зрения демократии больше склоняться к Западу», но понимаю реальность, мы не сможем отдалиться от России. В особенности в вопросе России и Украины порвать с Кремлем. Если мы скажем «отдалимся от русских и склонимся к Западу», тогда русские навалятся на нас. Будем близки к русским – Запад закроет средства, выделяемые через международные организации. Сложно говорить, что из этого тяжелого положения мы выйдем быстро. Тяжелы пути выхода. Быстро рвать с Кремлем опасно. Если пойдем на такой шаг, то в Кыргызстане будет высока вероятность возникновения революции.
Есть много вещей, которые не противоречат интересам русских. Например, надо уменьшить гонения и давление на информационные средства, гражданское общество, политических конкурентов. Это снизит политическую напряженность в стране. Тогда будем страной, держащейся демократических ценностей, также международные финансовые организации увеличат свою финансовую поддержку.
Нравится – не нравится, хорошо или плохо – важно идти на переговоры с такими оппозиционными организациями, как наше. Сигнал власти «мы готовы разговаривать с оппозицией» послужит хорошим знаком для международных организаций, политического положения внутри страны.
- Вы выше сказали о наличии влияния трех человек. Вот с теми тремя людьми вы сами некогда вместе сотрудничали. Сможете дать характеристику каждому из них?
- До прихода троих во власть я ходил с ними как ровесник, коллега в законодательной ветви власти. Хорошо знаю также их характеры. Садыр Жапаров в последние дни слегка отдалился от реальности. Президент отдаляется от реальности, когда окружение твердит: все хорошо, народ вас поддерживает, мы сделали много хороших работ. А если бы принял и поговорил с оппозицией, то услышал бы много правды. И ему самому было бы хорошо получать информацию. Принял гражданское общество – сказали реальную горькую правду.
В самом начале прихода во власть Камчыбек Ташиев допустил много ошибок. Решать вопрос арестом политиков, журналистов– большая ошибка. Сейчас заметно, что Ташиев уходит от той политики. Начало чувствоваться, что действует для уменьшения политической напряженности. Он сможет добиться успеха, если продолжит эту политику, сделает упор на переговорах.
В вопросах экономики, дипломатии больше роль Акылбека. По разговорам с народом, по проработке дипломатических вопросов, по снижению напряжения в политике Садыра Жапарова и Камчыбека Ташиева более выгоден характер Акылбека Жапарова.