
Токон Мамытов, экс-омбудсмен: «Внутри и за пределами страны есть силы, заинтересованные схлестнуть Садыра Жапарова с Адаханом Мадумаровым»
— Токон Болотбекович, много дней депутат ЖК Адахан Мадумаров не работает, вызывается на допросы в прокуратуру. Скажите как человек, раньше руководивший Пограничной службой, действительно ли есть дефект в протоколе о спорной земле?
— Подписанному протоколу о 275 метрах земельного участка уже 12-13 лет придается политическая окраска. Этот вопрос поднимается, когда лидер партии «Бутун Кыргызстан» участвует или в парламентских выборах, или в президентских выборах, или перед назначением на какую-то должность.
Протокол и до этого многократно проверяли, а потом закрыли с заключением «не подтверждено». Сейчас снова этот вопрос поднимается, следствие продолжается, озадачивает общественность. Ведь за этим делом могут произойти опасные события, расшатывающие страну. Это беспокоит каждого из нас.
— Наверное, чтоб вопрос постоянно не поднимался, надо расследовать и поставить точку?
— Проведение проверки — это хорошо, но нет же уверенности, что будет поставлена точка. Потому что и раньше проверяли, вышло заключение, но некоторые политики и политические силы «отрезают» концовку решения на бумаге, а начало вносят и дают последующей пришедшей власти.
Есть политики, политические силы, получающие выгоду от такого противостояния. В то время как внутри страны отсутствует единство, политические лидеры порочат друг друга, рычат и схватываются и нет согласия, внутри страны и за ее пределами стоят силы, реализующие свои интересы.
Конечно, пусть расследуют вопрос, никто не против этого. По-моему, следователи сразу же очевидно начали с межправительственного соглашение 18 мая 2005 года между Кыргызстаном и Таджикистаном. В том соглашении предусматривалось выделение друг другу земельных участков двумя соседними странами.
В соглашение было включено: для прокладки электролинии через Баткен в город Канибадам Таджикистана Кыргызстан выделяет Таджикистану 18 га земельного участка. В то же время нам дается разрешение на строительство эстакадной дороги посредством 275 метров. Кроме того, выделяется земля, чтобы мы тоже проложили из Баткена в Лейлек электролинию.
Премьер-министры обеих стран подписали протокол, был утвержден постановлением правительства. 26 декабря 2005 года соглашение прошло ратификацию в Жогорку Кенеше. Его подписал К. Бакиев 13 февраля 2006 года.
В пункте 6 того соглашения есть очень хорошее положение. Там говорится «поздней, когда пойдет работа по делимитации и демаркации, уточнению границы, не допускается Таджикистану заявлять «вот эти 275 метров земли я отдал в аренду на 49 лет за 1 доллар, нельзя ссылаться на соглашение 2005 года». Следовательно, у таджикской стороны нет права говорить «я отдал в аренду на 49 лет, это мое».
И это Генпрокуратура должна расследовать, донести до руководства страны, не позволяя обостриться вопросу, решить аккуратно, тщательно. По моему личному мнению, из-за отсутствия специалиста, глубоко знающего эти вопросы, политические силы с камнем за пазухой навязывают свои интересы, создалась нынешняя ситуация. Толкают президента на тупиковую дорогу.
— Вы сказали «реализующие свои интересы внешние силы», кто они?
— Внешние силы напрямую влияют на президента или на наших высших руководителей. Например, в переговорах на государственном уровне, во время встреч руководители других стран говорят: «Работа по границе шла хорошо, но в вашей команде есть один-два человека, они сильно препятствуют». Они исподтишка очерняют продвинутых в работе, любящих свой народ, землю и отстаивающих его интересы сотрудников (министр, депутат или других местных чиновников), издавна стремятся выгнать их с должностей.
Этого сразу не понимают наши некоторые руководители, думают «говорит правду, оказывается, дело давно бы сдвинулось, выполню сказанное им». Было такое, как только возвращаются из поездки, выводили из комиссии по уточнению границы лучших кадров или же выгоняли с работы. Поздней чувствовали, что нас обманули, кусали себя за локоть. Вот это должны учитывать наши сегодняшние руководители.
И в других государствах есть люди, косо глядящие на кыргызское государство. Они одаривают чапаном на плечи, оказывают почести, хлопают по спине, хвалят, но нельзя сразу растаять «аа, оказывается, делают нам добро». Мы никогда не должны забывать интересы своей страны, народа, земли.
По-моему, Генпрокуратура после проверки всех бумаг разъяснит вопрос руководству страны, думаю, окончательно закроет данный вопрос. Будет неправильно тревожить общественность, ставить судьбу страны на острие ножа. Сейчас за нами следят и снаружи, и внутри, потирая ладони в предвкушении «хоть бы Мадумаров с президентом не сдружились, еще глубже схватились, рычали, сразились, а мы сделаем свои дела».
— Следовательно, до этого были случаи отзыва подписи с протокола или другие случаи отказа?
— Да, были. Уточняющая границу Кыргызстана и Узбекистана комиссия в 2006 году подписала протокол. Тогда узбекская сторона подписала 19 км кыргызско-узбекской границы перед Сохом, а через 3-4 года отозвала свою подпись «выяснилось, что мы неправильно подписались». Поэтому на практике бывают такие явления.
Можно отозвать подпись с протокола. Также есть случаи отказа от протокола. До этого переговаривали с нами, подписали протокол, а позже и они, и мы отказались. Когда я руководил пограничной комиссией в 2013 году, Таджикистан показал протоколы 2006 года, принятые до меня, я отказался «не признаю». Если бы я тогда признал те протоколы, то пограничные вопросы на сегодняшний день были бы очень тяжелыми. Такие явления происходили, были. Таджики тоже не признают подписанные в 1958-1959 года протоколы.
— Вы думаете, как должен решиться этот спор?
— Нам сейчас абсолютно не нужно противостояние, конфликт. Глядя на положение в стране, ситуацию в мире, необходимо принять срочные решения. Вот на сегодняшний момент обостряются политико-экономические и другие проблемы, информационные войны. Чрезвычайно усилилось противоборство между Западом и Россией.
Пользуясь случаем, я бы призвал всех к согласию. Сейчас нашему президенту, не глядя на политические взгляды, вопреки позиции-оппозиции, нравится или не нравится сторонам, невзирая молодой или старый, необходимо собрать думающих о государстве личностей, обсудить дальнейший курс развития страны, идеологию, план приведения народа к единству. Нам надо выйти из сегодняшней тяжелой ситуации сидя тесно лицом к лицу и решить прямо.
Самое первое, противоборствующим сейчас двум личностям – президенту и лидеру партии «Бутун Кыргызстан» надо встретиться лично без всяких посредников, и поговорить хотя бы 15 минут. Я верю, если они вдвоем встретятся, то найдут общее мнение, ступят на правильный путь. Считаю, чтобы не подливать масла в огонь людям с противоположным намерением вне и внутри страны, им необходимо договориться ради народа и единства государства.
— Не повторятся события как в Казахстане?
— Это одна из главных угроз сегодняшнего времени. Предстоит много важных работ для предотвращения у нас событий, подобных в соседнем казахском государстве, надо остановиться на третьей революции, не допуская четвертой. Это мы сможем решить только в единстве, придя к согласию.
В первую очередь мы сейчас должны модернизировать власть.
Второе, нам необходимо модернизировать государственное управление. В этом отношении предстоят хлопоты по разработке новой политической системы, новой идеологии, организации новых государственных институтов.
Третье, необходимо устранить трещину между обществом и властью. Тогда будет построена устойчивая политическая система с единым народом, единой идеологией. Мы двинемся вперед, сделаем шаг. Причина кроется в этом, почему мы 30 лет не двигаемся с места.
Рано понявшие это соседние государства: Россия, Грузия, Узбекистан взяли направление на этот путь. Мы, двое-трое специалистов написали, подготовили документ. Если власть решит реализовать работу на деле, то мы готовы внести свой вклад.
— Последний вопрос: в прошлое воскресенье был арестован журналист и акын-импровизатор, что вызвало шумиху в народе. Не нанесет это тоже вред согласию народа?
— Я был хорошо знаком с парнем-журналистом. Когда я работал омбудсменом, этого парня избили, запугивали, тогда я выразил свое мнение. В Кыргызстане нельзя так подавлять, унижать свободу слова. У кыргызов есть отличное выражение «можно отрезать голову, нельзя отрезать язык» — оставшаяся от предков отличная философия. Мы не должны ее забывать.