×
 

17.03.2016 // 16:59
Обратите внимание на дату публикации.

Алмаз Абеков, бывший советник гендиректора "Мегакома": "Вместо того чтобы продавать "Мегаком", могли бы уволить неэффективных, безнадежных, вроде руководителя Азата Базаркулова"

Многие люди спрашивают мое мнение о продаже "Мегакома". Так как в последние 4 года я сижу за решеткой, у меня нет широкой, разносторонней информации. Поэтому мое мнение основано на моем личном опыте, знаниях, на материалах, которые открыто публикуются в средствах массовой информации, на событиях, свидетелем которых я был. Продажу "Мегакома" власть аргументирует следующими словами: "Работа идет неважно, продавать нужно сейчас, иначе цена упадет, государство не может управлять предприятием и закон о государственных закупках создает препятствия работе "Мегакома"".

Давайте проанализируем. Азат Базаркулов, сегодняшний руководитель "Мегакома", не является специалистом в сфере телекоммуникаций, раньше не был замечен своими успехами в сфере экономики или бизнеса. Но почему-то в 2010 году он был назначен на должность внешнего управляющего "Мегакома". А кто такой внешний управляющий? В соответствии с декретом Временного правительства на национализированные предприятия назначаются внешние управляющие, чтобы отстаивались государственные интересы. Без их (внешних управляющих) подписи ни один документ не обретает законную силу. Другими словами, кем бы ни был директор, без согласия внешнего управляющего не выполняется ни одно соглашение, не производится ни один денежный перевод. Внешний управляющий полностью контролирует предприятие. В 2012 году, когда Азамат Мурзалиев был задержан, Азат Базаркулов был назначен на должность генерального директора "Мегакома", а пост внешнего управляющего был упразднен.

На протяжении нескольких лет власть говорит об ухудшающейся работе "Мегакома", но она и не подумала об увольнении бесперспективного руководителя А. Базаркулова. Почему? Дело вот в чем. По закону Фонд управления государственным имуществом (ФУГИ) должен провести открытый конкурс, создать резерв кадров. Должен пройти конкурс. Хорошо показавшие себя кандидаты-профессионалы назначаются руководителями государственных предприятий. Этот процесс проходит открыто. Но везде, кроме "Мегакома". ФУГИ всегда ведет тайную работу по "Мегакому". В чем причина особого отношения, отличающегося от общих правил? Судя по обнародованной статистике, по сравнению с "Билайном" у "Мегакома" больше валового дохода, но чистой прибыли меньше. Чем больше продаж, чем больше прибыли, это логично, так должно быть. А в "Мегакоме" иначе. Но это не интересует ФУГИ. По закону в таких случаях ФУГИ должен обратиться в Счетную палату, провести аудит эффективности. По итогам проверок выяснилось бы, почему были завышены расходы. Но ФУГИ не предлагает провести такую проверку. Почему? Помню как в первый раз познакомился с Азатом Базаркуловым. Неспокойные месяцы 2010 года. Знакомые хотели проконсультироваться у меня, как у специалиста по мобильной связи. Тогда Азат представился "смотрящим" партии "Ата Мекен" в "Мегакоме", попросил меня объяснить - как работает мобильная связь. Я сказал, что это сложный вопрос и чтобы понять, нужно учиться азам на протяжении 5 лет. Но он настаивал на своем. Тогда я начал рисовать на бумаге общую технологию. MSC, BSC, BTS, интерконнект, биллинг... Конечно, экспресс-урок на 15 минут ничего не даст.

Тогда Азат задал только один вопрос. Где в "Мегакоме" деньги? Я не знаю работу "Мегакома" изнутри, поэтому не могу сказать - где деньги. На этом и закончился разговор. Понимаю, как на это отреагирует партия "Ата Мекен": я рассказываю только то, что слышал своими ушами. По мнению Олега Панкратова, государственные закупки мешают работе "Мегакома". Поэтому, он говорит, "Мегаком" нужно продать. Тогда возникает вопрос - почему закон мешает только работе "Мегакома"? Другим предприятиям не мешает? Было бы понятно, если бы закон был плохим и Министерство экономики выступило бы с инициативой о внесении в него изменений. Тогда бы мы сказали: "Вот, они пытаются улучшить ситуацию в бизнес-среде". А они думают иначе - закон плохой, поэтому "Мегаком" нужно продавать. Непонятно. Интересно, что задумал О. Панкратов? Кого у нас много? "Экспертов" много. Знают, не знают, хотят попасть в телеэфир со своими "анализами".

Эти "эксперты" говорят, что голосовой трафик уменьшился, что сейчас распространен интернет, "whats app", что операторам мобильной связи будет тяжело, что продажа "Мегакома" - правильное и обоснованное решение. Если бы это было правдой, то во всех странах операторы мобильной связи были бы выставлены на продажу. Почему-то мы этого не наблюдаем, не так ли? Эти "эксперты", сегодняшнее руководство ничего не понимают в технологиях и инновациях, поэтому они не могут поддерживать работу "Мегакома", а если не могут работать - пытаются продать. И правда, найдите в сегодняшней власти человека, который разбирается в гаджетах, полноценно ими пользуется? Если люди ничего не смыслят в инновациях, то как они могут управлять нашей страной на пути к инновационному развитию? Не думайте, что человек разбирается в технике только потому, что у него в кармане шестой "Айфон", носят его по глупости, хотят показать себя крутыми перед народом.

Люди его покупают как украшение, вроде золотых часов или колец, носят, чтобы показать свое богатство и положение. Дело не в изменении технологий, а в недалекости руководства. В 2012 году нас задержал тогдашний глава АКС Бектен Сыдыгалиев, который постоянно был на экранах телевизоров. Постоянно показывал таблицы, повторял слово коррупция, но не понимал суть, как и журналисты, Армагеддон какой-то. Тогда народ ему поверил. Уже идет пятый год, вынесен приговор в отношении более важных людей, чем я. Если бы было за что зацепиться, уже бы вынесли приговор. Просто держат, у них ничего нет, нет и суда. Тогда президент Атамбаев в интервью говорил: "Абеков коррупционер, он должен сидеть в тюрьме". Репрессивный государственный аппарат почему-то воспринял эти слова как приказ.

Хочу склонить к диалогу, объяснить, но мне говорят, что дело под контролем "первого", что они головы лишатся. Напомним, в суровые 37-ые годы эти же чекисты на протяжении двух лет держали за решеткой Ису Ахунбаева (затем сами у него лечились), Сергей Королев пять лет провел в ГУЛАГе (позднее этот человек запустил первую ракету в космос), Аалы Токомбаев, Кожомкул баатыр, все кто поднимал голову. Что я хочу узнать из прошедшей истории? В чем основная причина того, что Касым Тыныстанов и Торокул Айтматов были застрелены? Времена изменились, демократия, справедливость... но контора осталась конторой. Если есть один чекист, работающий от чистого сердца, то рядом с ним 30 карьеристов. Если помните, в 2011 году А. Силич на сутки захватил офис "Мегакома". Тогда А. Силича сопровождали сотрудники Генпрокуратуры и ГКНБ. Азамату Мурзалиеву оказали поддержку сотрудники МВД.

Эта история завершилась отставкой К. Байболова (тогдашний генпрокурор) и побегом из Кыргызстана А. Силича. Позднее, в 2012 году ГКНБ взял под стражу А. Мурзалиева и Азат Базаркулов стал гендиректором "Мегакома". Базаркулов был назначен руководителем, хотя в 2010 году, будучи внешним управляющим, он нанес ущерб "Мегакому" при содействии Силича. Понятно, кто чья крыша? Здесь не было борьбы с преступностью, это не более чем борьба за влияние в "Мегакоме". Есть еще одна вещь в "Мегакоме", на которую нужно обратить внимание - "Кыргыз Мобайл Компани (КМК). Он был основан по инициативе А. Кадыркулова, который в 2012 году руководил государственным агентством связи. Были выданы лицензии и частоты фирме, у которой не было владельца, собственности, средств.

Насколько это законно? Если какой-то другой бедолага пойдет, попросит лицензию, ему тоже выдадут? Для чего нужно такое лицензирование? Ладно, лицензия выдана и частота выделена. После этого ФУГИ трижды выставлял на продажу "Кыргыз Мобайл компани". Но не было ни одного клиента.

Хотели привлечь инвестиции из Казахстана, предложили "Самрук-Казыне". Им не интересно. Почему? Потому что выделенные КМК частоты можно только назвать частотами. Они позволяют вести бизнес. А запрашиваемая цена достигает небес. Позднее А. Кадыркулов был назначен на должность главы ФУГИ. Он сам затеял создание КМК, единственный способ от него избавиться - продать "Мегакому". Таким образом, 30 июня 2015 года "Мегаком" покупает 75% КМК за 517,7 млн сомов. Сами подумайте, на свободном рынке другие не давали за компанию даже сом, но она была выкуплена за полмиллиарда. 200 млн сомов из этой суммы достались "Кыргызтелекому", 14,7 млн сомов - ФУГИ.

Все счастливы, только "Мегаком" оказался в таком положении, что не мог поднять голову. Так власть погубила "Мегаком". В утешение ФУГИ наградило руководство "Мегакома". Вручила почетную грамоту "За успешное выполнение совместных задач..." О каких таинственных совместных задачах идет речь? Я бы понял, если бы ФУГИ вручил грамоту за увеличение доходов. Какие тайные дела могут быть у сотрудников службы безопасности и у ФУГИ? Если ФУГИ таким же образом управляет и другими государственными предприятиями, то это конец. Через некоторое время после приобретения КМК А. Базаркулов заявил в парламенте, что у них нет денег на то, чтобы поддерживать работу этой компании. Если нет денег, то зачем нужно было покупать КМК за 500 млн? Зачем брать третью жену, если не можешь содержать одну жену? Темир Сариев уже третий раз получил разрешение на продажу "Мегакома". Первые два аукциона не состоялись. Но государственному бюджету был нанесен ущерб в размере 17 млн сомов. Каким образом? Все просто. Он идет в парламент, говорит, что нет другого выхода, кроме продажи 49% "Мегакома". Получает одобрение депутатов. Чтобы оценить эти 49%, дважды нанимаются компании "All-Star" и "Эрнст энд Янг", на все ушло 16 887 850 сомов. Но "Мегаком" не был продан. Почему? Потому что его продажа незаконна. Никто не купит. Почему Т. Сариев не говорит в парламенте, что продажа незаконна? Если депутаты знают, что нарушается закон, то почему они разрешают? Такое произошло дважды. Похоже ли на аферу? Непонятно насколько законна третья попытка продажи.

Но парламент дал разрешение, поэтому караван идет. Если спросишь у сегодняшних депутатов, они выйдут сухими из воды, сказав: "Не мы разрешили, а предыдущий парламент". По этому факту обращались в правоохранительные органы. Генпрокуратура рассмотрела и решила, что "нет состава преступления". "Нет преступления", когда наносится ущерб государственному бюджету на 17 млн сомов. В то же время за неправильное использование 3000 сомов набрасываются, заявляя: "коррупция". Это как? Недавно власть имущие заявили, что на деньги, поступившие от продажи "Мегакома" они отремонтируют дороги. Конечно, что может быть лучше продать одно из немногих работающих предприятий и закатать деньги в асфальт? Потом попробуй поискать эти деньги с лопатой. Таким образом, как вы видите, власть на протяжении нескольких лет допускала системные ошибки и довела "Мегаком" до нынешнего состояния.

Это произошло по случайности или кто-то специально добивался этого? Не знаю. Я назвал имена, которые связаны с этим скандалом. Я многого не знаю. Было что было. Следователи должны заняться именами. Меня волнует будущее. Нужно ли продавать или нет? Что нам нужно сделать, чтобы завтра не огорчиться? Если учесть сегодняшнее финансовое положение "Мегакома", то нелегко принять решение. Но если бы решение принимал я, то при любых обстоятельствах не позволил бы продать компанию. Продажа - это не путь развития. Как отец, я хочу остаться в памяти детей не как мародер, коммерсант, а новатор, строитель, прогрессивный человек. Поэтому, если даже все разрушилось до основания, будет правильно построить заново, восстановить. Конечно, если ты ничего не можешь, то легче продать. Чиновники, озвучьте свое мнение. Скажу как специалист - у "Мегакома" огромный производственный, инновационный потенциал. Я знаю это изнутри. Остается только назначить профессионала в руководство. После этого власть должна хотя бы на пару лет перестать пить кровь "Мегакома". Если не будет пить кровь, предприятие само исправится. "Мегаком" позволит реализовать несколько важных проектов национального масштаба. Например, переход к цифровому телевидению. "Мегаком" мог бы более качественно реализовать этот проект (по сравнению с "Кыргызтелекомом"), потому что есть специалисты и средства. Это мировой тренд. Сейчас операторы не ограничиваются телефонной связи, а осваивают мультисервисные отрасли.

Связь, смс, ммс, интернет, радио, телевещание... все услуги оказываются под одной отраслью. А у нас нет ни цифры, ни "Мегакома". Телемедицина. Оказание медицинской помощи через телевизор или телефон. Разве не актуально? Можно продолжить проект "Алиппе ТВ", развивать образование за счет телекоммуникационных технологий. "Алиппе ТВ" не может быть полностью успешным, пока не будет обратной связи, интерактива, мультимедии, онлайн оценивания, интеграции с традиционным преподаванием. Но если проект будет реализован как задумано, увидите, передовые страны будут восхищаться системой образования Кыргызстана. Будущее поколение будет образованным и культурным. Разве наша цель - это асфальт? На базе "Мегакома" можно освоить технологию DVB-MRC. Тяжело объяснить, особенно в двух словах, для этого нужно писать отдельную статью. Но это позволит коренным образом изменить телевещание. Например, не нужно звонить или отправлять смс, чтобы озвучить свое мнение в прямом эфире.

Достаточно нажать красную или зеленую кнопку в пульте от телевизора. Если во время программы "Ала-Тоо" нравится или не нравится какая-та новость, можно поставить "лайк" или "дислайк". Статистика будет в прямом эфире выводиться на экран. Тогда широкий слой населения будет озвучивать свое мнение у себя дома, а не выходить на митинги. А в свободное время аксакал из Нарына может играть в шахматы с товарищем из Баткена, с помощью телевизора. Разве не удивительно? Такова инновационная технология. Есть два пути - продать "Мегаком" или использовать с умом имеющееся богатство, развиваться инновационным путем. Что будем делать?

Алмазбек Абеков,

специально для газеты "Искра плюс"

Автор: Алмаз Абеков
Источник: газета "Искра плюс" №9 от 15.03.2016 / стр. 10 и 11

Комментарии: